Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН, скоропостижно скончался в Нью-Йорке 20 февраля за день до своего 65-летия.
Причиной смерти дипломата, по предварительным данным, стала сердечная недостаточность.
Вопрос: «Чем вам запомнился выдающийся русский дипломат Виталий Иванович Чуркин?»
Александр Руцкой, генерал-майор авиации, вице-президент РФ (1991-1993 гг.), губернатор Курской области (1996- 2000 гг.), Герой Советского Союза:
«Круглосуточно отстаивать интересы страны - это же каторжный труд!»
- Я был знаком с ним, когда в 90-е годы был вице-президентом страны. Это был вежливый, тактичный, очень приятный и бескорыстный человек.
Бывают люди, с которыми пообщаешься пять минут и думаешь, как бы быстрее уйти, чтобы дальше не общаться. А с ним можно было общаться круглые сутки!
Виталий Иванович Чуркин был эталоном порядочности и профессионализма - такое вот редкое явление в природе!
Он был не просто дипломатом, а дипломатом гениальным! Я считаю, что это трагедия не только для его семьи, но и для всей нашей страны!..
На протяжении десяти лет в самое тяжелое для России время круглосуточно отстаивать интересы страны - это же каторжный труд!
Очень жалко, что уходят такие люди! К сожалению, явление порядочности и профессионализма постепенно становится аномальным у нас в стране.
Виталий Иванович - это же интеллектуал в сочетании с порядочностью! Такое вот сочетание - интеллигент, порядочный человек, профессионал, плюс еще и боец!
Я не знаю, у кого повернется язык сказать в его адрес что-то плохое. Человек такого масштаба - это еще Сергей Викторович Лавров.
А что такое 65 лет? Это же расцвет мужчины. Но Виталия Ивановича угробил каторжный труд. Человек просто износился, он же вкалывал 24 часа в сутки!
Чуркин и Карлов - это же самые настоящие герои России! Что касается того, что ему могли помочь уйти из жизни, то я это даже и предполагать не хочу! В ООН очень жесткая система охраны, производства питания и т.п.
Пересекался ли Чуркин с Ельциным? Культурно выражаясь, контачил с ним, при этом имея собственное мнение...
Все помнят, кто тогда был министром иностранных дел... Этот Козырев, который любил говорить, мы, американцы...
Так вот сохранить дипломатию в стране при таком министре, как Козырев, - за это честь и хвала таким нашим послам, как Чуркин!..
Франц Клинцевич, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, кандидат психологических наук:
«Чуркин просто сгорел на работе»
- Виталий Иванович запомнился мне настоящим патриотом, преданным своей стране, компетентным, грамотным, бескомпромиссным, неконъюнктурным, по-настоящему отстаивающим интересы России дипломатом.
Это очень большая потеря для нашей страны. И, конечно, очень не вовремя ушел из жизни такой компетентный дипломат....
Да, теоретически может быть всё, но я не допускаю того, что Чуркину в США помогли уйти из жизни.
Я абсолютно уверен, что здесь нет убийства, как, скажем, трагедия в Турции с нашим послом Андреем Карловым. Они бы не посмели!
Виталий Иванович Чуркин просто сгорел на работе...
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России:
«Прекрасно помню, как его затирал смешной министр Козырев»
- Чуркин был блестящим, веселым, правда, иногда мне казалось, что еще и грустным, потому что он не смог полностью использовать свой гигантский потенциал.
Это был потрясающий слуга Отечества и грандиозный дипломат! Он мне запомнился тем, что сделал себе настоящую карьеру, ярко и независимо выступая в западных СМИ.
Мы с ним были очень хорошо знакомы, наверное, не менее 35 лет.
Прежде всего, я помню яркие, бесстрашные, вызывающие, но при этом абсолютно корректные выступления Чуркина на его дипломатическом поприще! Он был классным!
А еще я прекрасно помню, как его затирал смешной министр Козырев. Впрочем, Чуркин все равно состоялся и очень полезно служил Отечеству!
Алексей Подберезкин, директор Центра военно-политических исследований, депутат Госдумы II созыва, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН:
«Чуркину было очень трудно и физически, и психологически»
- Когда я пересекался с Чуркиным, у меня в отношениях с ним не было никаких проблем. Это был достаточно простой, нормальный человек, которого тогда ничуть не заносило, скажем, от должности заместителя министра иностранных дел...
Мы с ним не раз пересекались в разных ситуациях. Я помню его с тех пор, когда он еще работал в отделе ЦК партии и потом вернулся в МИД.
Прежде всего, помню Виталия Ивановича по его работе в Югославии в начале 90-х годов...
Тогда он занимал достойную позицию, хотя это было очень трудно, поскольку и в администрации президента, и в правительстве было мало людей, которые поддерживали Югославию.
Тогда, при Козыреве, он в этом качестве делал всё, что мог.
После этого я общался с ним, когда он был представителем РФ в Брюсселе при НАТО. Тогда тоже он сделал немало позитивного.
Но расцвет карьеры Чуркина был, конечно, во время его работы в качестве представителя России в ООН, когда он выдерживал мощнейший нажим!
Я думаю, что во многом это и повлияло на его физическое состояние...
Знаете, выдержать такой стресс, такую постоянную физическую и психическую нагрузку, - это трудно себе представить, тем более сидя в Москве и смотря телевизор!
Трудно представить себе атмосферу в ООН, где абсолютное большинство стран в той или иной степени являются сателлитами США, по-разному выслуживаясь перед ними.
Поэтому Чуркину было очень трудно и физически, и психологически. И, надо сказать, он с большим достоинством выдерживал это испытание!
Михаил Таратута, журналист-международник:
«Это такие печальные совпадения...»
- Это был чрезвычайно профессиональный дипломат, человек, который очень много сделал на этом поприще!
С моей точки зрения, вся его работа заслуживает всяческого уважения.
Это колоссальная потеря для нашей дипломатии! Можно соглашаться или не соглашаться с той линией, которую он проводил, но это была линия государственная, и он, как профессионал, проводил ее просто блестяще!
Знаете, я только что общался по телефону с одним из наших послов, его коллегой, и он тоже говорит, что это колоссальная потеря!
Буквально один за другим ушли из жизни три замечательных, выдающихся для нашей дипломатии человека. Это посол в Индии Александр Кадакин, посол в Турции Андрей Карлов и теперь вот Виталий Чуркин.
Лично с ним я не пересекался, но мой близкий товарищ, с которым мы только что говорили по телефону, сказал, что они с Чуркиным были знакомы и что Виталий Иванович был очень достойным человеком.
Да, можно сказать, что посол России в Турции Андрей Карлов погиб на боевом посту.
Но недавно умер посол России в Индии Александр Кадакин, и вот теперь ушел из жизни постпред России в ООН Виталий Чуркин. Это такие печальные совпадения...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции