Аргументы Недели → live

«Путин летает на Ил-96, а Медведев на каком-то паршивом западном самолёте!»

, 08:50 ,

Убытки крупнейших российских авиакомпаний в первом квартале 2016 года выросли до 24 миллиардов рублей по сравнению с 16 миллиардами в аналогичном периоде прошлого года, сообщили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Напоминаем, что участники авиарынка рассчитывают на государственную поддержку отрасли.

Также напоминаем, что на международном авиасалоне в Фарнборо Объединенная двигателестроительная корпорация России представляет макет двигателя ПД-14. Этот силовой агрегат предназначен для российского авиалайнера МС-21-300.

О ситуации в отечественной авиации размышляет президент Фонда «Партнёр гражданской авиации», заместитель министра Гражданской авиации СССР (1983-1991 гг.), заслуженный пилот СССР Олег СМИРНОВ:

 

«Наши самолёты везде шли под аплодисменты»

А ведь мы были великой авиационной державой! В 1990-м году я работал в команде, которую возглавлял, считаю, великий министр Борис Павлович Бугаев, у которого я был одним из заместителей.

У нас в отрасли было 13,5 тысяч летательных аппаратов отечественного производства - и ни одного западного! Наши самолеты летали в 39 государствах мира.

Наши самолёты везде шли под аплодисменты. Но вот наступил 1991-й год, когда всё начало рушиться. И мы, что называется, «приехали», полностью перешли на западную технику...

«Я и говорю, приехали...»

Сейчас и пассажиры, и авиакомпании жалуются, дескать, почему такие дорогие билеты? Но ведь тут очень простая арифметика, и не надо быть крупным экономистом.

Самолет покупается или берётся в лизинг, а чем производятся платежи? Долларами. Запасные части, а их тысячи, покупаются за что? За доллары.

Техническое обслуживание, особенно тяжёлые ремонты, производится за рубежом за какие деньги? За доллары.

Все тренажёры для тренировок экипажей (между прочим, по стоимости они сопоставимы со стоимостью самолета) тоже приобретаются за доллары.   

А билетики-то продаются за рубли, которые сильно упали. И рублёвых средств сейчас просто не хватает для того, чтобы их конвертировать в валюту.

Так что все наши компании без исключения, включая «Аэрофлот», сейчас находятся в критическом финансовом состоянии!

Я и говорю, приехали...

«Надёжней любого «боинга» и «эрбаса»!..»

Насколько был хорош наш самолёт Ил-86! Просторный, такой здоровый «сарай», в котором очень много воздуха!

Ил-86 летит абсолютно спокойно, у него вообще мягкий полёт, большой фюзеляж, здоровые крылья, то есть он берёт на себя все перегрузки.

И за долгие годы эксплуатации у Ил-86 не было ни одной катастрофы. Ни одной! Таких самолётов в мире, конечно, просто нет.

И еще одно обстоятельство. На чём летает президент России? На Ил-96. Неужели он не мог пересесть на «боинг» или «эрбас»? Да запросто!

Но ведь Путин этого не делает и поступает абсолютно правильно, потому что это надёжнейший самолет!

Ил-96 - это последователь Ил-86 по фюзеляжу, по крылу и т.д. Это же надежнейший самолёт, - надёжней любого «боинга» и «эрбаса»!

И вот Путин летает на Ил-96, а Дмитрий Анатольевич - на каком-то паршивом западном самолёте! Но я не знаю, о чём думает Медведев....

«Выкатка МС-21 является рядовым этапом строительства самолёта»

Та помпа, которая месяц назад наблюдалась в Иркутске, выкатка МС-21, является рядовым этапом строительства самолёта.   

Ну выкатили агрегат, который еще и самолётом-то назвать нельзя, потому что он ни разу не взлетел и, кстати, пока неизвестно, взлетит ли...

А если взлетит, так это произойдет в результате кропотливой лётно-испытательной работы специально подготовленных лётчиков-испытателей и инженеров. Но и это еще не всё...

«Предстоит следующий трудоёмкий этап»

Да, если он взлетит, то тут можно будет поаплодировать, потому что все теоретические расчёты перейдут в практическую плоскость, а значит, все конструкторы, что называется, попали в цель.

Однако предстоит следующий очень трудоёмкий и продолжительный по времени этап - сертификация самолета. Каждая часть, каждый агрегат, каждая «мелочь» нового лайнера должны будут пройти сертификацию.

Сертификация - это проверка на качество, на безопасность полётов и на все остальные соответствия современным требованиям самолетостроения.

«Наши бездарные правительства гнобили гражданскую авиацию!»

А ведь эти требования очень строгие, и мы уже отвыкли от них за те 25 лет, пока наши бездарные правительства гнобили гражданскую авиацию и довели её до того, что мы сегодня летаем на самолётах только западного производства!

В результате ошибок всех этих правительств и министров промышленности состояние гражданского самолётостроения в стране довели до такой степени, что у нас нет отечественных самолётов.

И тем не менее, сам факт выкатки, конечно,  был положительным моментом, означающим, что дело всё-таки идёт.  

«Будет прорывом для России!»

Да, нас, профессионалов, настораживало, что когда не было даже чертежей, уже появились какие-то там «заключения», «контракты», кто-то якобы встал в очередь за этим самолётом и прочая чушь, которую у нас очень любят нести.

Но сама задумка (конечно, если она осуществится), несомненно, будет прорывом для России!  

И, конечно, для нас, для страны это будет очень важно психологически, что мы прекратили падение отечественного самолётостроения и вернулись к традициям великой авиастроительной державы!

Будет очень здорово, если самолёт получится, пройдёт нашу и европейскую сертификацию и за ним действительно будет очередь. Что ж, поживем – увидим...

«Он делает красивые заявления, и галстук у него красивый...»

Тот же «Суперджет-100» показал, что очень много пустой болтовни всех этих бездарных министров промышленности, которые не имеют даже инженерного образования...

Например, тот же Мантуров - социолог. Он даже не инженер, не изучал ни сопротивление материалов, ни аэродинамику, ну и ни физику и ни химию в нужном объёме...

Правда, он делает красивые заявления, и галстук у него красивый, и часы красивые – тут всё в порядке. Поэтому я и говорю: поживем – увидим, тем более уже израсходовали немало бюджетных средств.

А куда деваются деньги, мы пока не знаем. На МС-21 уже ушло больше миллиарда долларов, громадные деньги...

«Из категории великой самолётостроительной державы мы постоянно пикировали...»

На Ил-96 выделено в общем итоге 50 миллиардов рублей, и этим опять же занимается Мантуров. Что ж, пока просто невозможно принять какое-то иное состояние, кроме беспокойства...

Знаете, для нас, профессионалов, наивысшим критерием истины является практика, а не то, что человек говорит, какой костюм носит, какой галстук и т.п.

Главное, что он делает, что оставляет за собой, а то ведь наши болтуны чуть ли не поют с экранов телевизоров, а к чему мы сегодня пришли?

Нынешнюю практику, по-моему, все уже давно видят: в течение 25 лет мы из категории великой самолётостроительной державы постоянно пикировали и сейчас находимся ниже плинтуса, летая только на самолётах западного производства.

«В случае времени «Ч», мы остаёмся без авиации!»

А ведь это касается и вопросов национальной безопасности: по сути, в случае времени «Ч», мы остаёмся без авиации.

У нас в стране авиация всегда была «горячим резервом». В США сохранилось такое положение вещей, а у нас уже нет таких сил...

То есть если вдруг время «Ч», то всё: и «боинги», и «эрбасы» у нас останавливаются, шабаш!..

«МС-21 будет просто замечательным самолётом!»

Но если задумки, которые нам с вами известны, осуществятся, то МС-21 будет просто замечательным самолётом!  

Во-первых, этот самолёт, как никакой другой из «боингов» и «эрбасов», будет иметь значительное количество композитных материалов и в планере, и в крыльях.

О чём это говорит? О том, что он будет легче. Он задуман уже как более лёгкий самолет, чем, предположим, тот же «Боинг-737». Но ведь при всем при том у МС-21 фюзеляж шире, - и это просто здорово!

Все же летали на обычных самолётах - ну и попробуй разойдись со встречным пассажиром! Когда ты идёшь между кресел, то должен буквально прилипнуть к ним, чтобы пропустить встречного.

А в МС-21 замечательный шаг кресел и можно будет очень спокойно разойтись, а это немало. И это очень удобно!

«В салоне дышится очень хорошо»

В этом лайнере замечательная система кондиционирования, спроектированная уже с учётом всех новинок, и в салоне дышится очень хорошо.

Если мы сейчас летим в самолёте, то давление в салоне такое, как в горах на высоте 2400 метров. Такое положение вещей сейчас абсолютно в любом лайнере, и конструкторы в этом смысле пока ничего не предлагают.

Что ж, это нормально, комфортно, до 3 тысяч метров - это вообще комфортная высота, а когда выше, то там, конечно, начинаются проблемы.

«В МС-21 будет и ещё ряд преимуществ...»

А вот внутри МС-21 давление будет, как на высоте 1700 метров, то есть на 700 метров «ниже». А это более комфортная, так сказать, более приземленная атмосфера, чем во всех остальных нынешних лайнерах.

Более того, система кондиционирования будет распространяться и в огромные багажные отделения.

Это значит, что там не будет минус 60, как на «эшелоне», а будет нормальная и комфортная температура, как в салоне.

И в багажном отделении можно будет перевозить такие грузы, которые до сих пор провозить было нельзя, скажем, некие растения.

В МС-21 будет и ещё ряд преимуществ: самолёт берет больше пассажиров, больше груза, а керосина расходует на 15-20 процентов меньше, что, конечно, тоже является важнейшим параметром.

«Что же мы за самолёт-то делаем?»

Правда, керосин - это не только аэродинамические качества самолета, но и современнейшие двигатели, которых у нас сегодня, к сожалению, нет.

Вот месяц назад Дмитрию Анатольевичу на выкатке показывали этот самолет, а он бы взял и поставил такую задачу: мол, ребята, ну-ка «становитесь на попа» - и чтобы работали день и ночь, но были отечественные двигатели!

Однако человек, который сейчас называется председателем правительства, этого не сказал...  

То есть на МС-21 будут стоять западные двигатели фирмы «Пратт энд Уитни». Да, это хорошие двигатели, но что же мы за самолёт-то делаем? Мол, свой, отечественный, кичимся этим, а двигатели «Пратт энд Уитни»...

Наш ПД-14, по словам руководителя ОАК Юрия Слюсаря, появится только к 2019-му году. А ведь это и есть коренной вопрос!

«Тогда весь Запад аплодировал Як-42»

Что ж, МС-21 - это яковлевская фирма, это разработка самого фюзеляжа, крыла и т.д., которая была ещё до 90-х годов. Тогда весь Запад аплодировал Як-42 и считал его просто уникальным!

Як-42 был изобретён яковлевцами ещё до 90-х годов, а сейчас является базой для МС-21. И все же МС-21 на самом деле будет уже самолётом ХХI века.

У лайнера будет современнейшая авионика. В нем будут применены новейшие технологии.  Помимо композитных материалов и широкого фюзеляжа, у него будет большое гладкое, так называемое тонкое крыло.

У МС-21 будет очень хорошая аэродинамика, минимальное лобовое сопротивление, а значит падает расход топлива.

«Почему у нас падают спутники?»

Что касается приборного оборудования, так это же классическая электроника, ну телевизоры, которые находятся в кабине самолета. А если наши не умеют это делать, так это тоже к вопросу безопасности полетов...

Почему у нас падают спутники? Потому что можно вделать в систему маленький-маленький чип и в нужный момент дать на него любую команду.

«Этот вопрос можно задать Дмитрию Анатольевичу...»

Так и в самолете, где много иностранных составляющих. Что запрограммируешь, то и получится: или одновременно откажут все двигатели, или прекратится электропитание всего самолёта, или он начнет быстро пикировать...

А ведь это очень серьёзное дело, и такой микроскопический чип не обнаружишь никакой аппаратурой...

Я не знаю, насколько МС-21 будет «наш», сколько в нём будет импортных составляющих... Но этот вопрос можно задать Дмитрию Анатольевичу. Как специалисту. 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram