Розничные цены на бензин в РФ на прошлой неделе (19-26 июня) увеличились ещё на 11-12 копеек - до 35,25 руб. за литр Аи-92 и 37,98 руб. за литр Аи-95.
Российские автовладельцы шокированы резким скачком цен на бензин, которые продолжают расти, причём сильнее всего в Сибири.
Вопрос: «В чём же причина?»
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
«Бензиновый рынок у нас не конкурентен»
- Что ж, бензиновый рынок у нас не конкурентен. Во многих регионах, особенно на востоке страны, у нас буквально одна, редко две компании, которые могут предложить свои услуги в плане оптовой продажи бензина.
Поэтому там говорить о конкуренции вообще довольно сложно, и в той же Сибири цены значительно выше, чем в Москве.
Конечно, когда одна компания, говорить о конкуренции просто не приходится, и само размещение наших нефтеперерабатывающих заводов не очень рационально.
Ведь основные нефтеперерабатывающие предприятия расположены вдоль Волги, начиная с Казани, и Нижней Камы, Уфы, - это и самарские, и волгоградские, и пермские предприятия.
Такое размещение было удачным, когда был главным наш водный транспорт. Но сегодня этого уже нет, поэтому такие большие объемы перевозок.
Мы из Тюмени тащим нефть в центральные районы, а потом в Тюмень завозим нефтепродукты. Так что тут есть много всяких моментов...
Надо строить новые заводы. Например, китайцы добывают в два с лишним раза меньше, чем мы, но они имеют сегодня достаточно большое количество заводов, причем они размещают их достаточно равномерно.
То есть надо строить заводы в непосредственной близости от морских портов с тем, чтобы можно было экспортировать не нефть, а нефтепродукты.
Хотя в плане экономики эта выгода, может быть, не очень велика, но это же новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы и т.д. Поэтому тут должны быть не только чисто экономические подсчёты, но и всё в комплексе – социальные вопросы, развитие страны...
Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, член комитета Совета федерации по промышленной политике (2001-2011 гг.), первый замминистра промышленности (1990-1992т гг.), доктор технических наук:
«Стоимость бензина у нас в стране абсолютно не обоснована!»
- С моей точки зрения, стоимость бензина у нас в стране абсолютно не обоснована! И неправильно за счёт своих же налогоплательщиков пытаться устранять проблемы нефтяных компаний, которые набрали их сверх меры.
По-моему, у нас каждый должен нести самостоятельно «свой чемодан», а россияне за бензин сейчас должны платить гораздо меньше, чем платят, например, жители и Прибалтики, и вообще всей Западной Европы.
Ведь мы добываем и перерабатываем, а они только пользуются. И почему же мы должны за бензин платить дороже, чем они? Я думаю, было бы правильным, если бы бензин у нас подешевел.
Николай Рыжков, член Совета Федерации, председатель Совета министров СССР (1985-1990 гг.):
«Разве только на бензин у нас сейчас поднимаются цены?»
- По-моему, нашему правительству необходимо рассмотреть вопрос о создании в стране специального органа по ценовой политике. И разве только на бензин у нас сейчас поднимаются цены?
Знаете, если бы те же американцы, как говорится, выпустили вожжи из рук, то и у них бензин тоже был бы дороже.
И страны Персидского залива заботятся о своих гражданах лучше, регулируя цены при помощи административных и экономических мер и давая определенные дотации для того, чтобы цены не поднимались.
Сергей Борисов, зампред Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:
«Система мер по защите рынка должна быть адекватна спросу»
- Должны работать какие-то регулятивные механизмы – это и ослабление налоговой составляющей, и насыщение рынка, и экспортные пошлины.
Все эти действия должны превращаться в систему и в науку, и только тогда мы действительно сможем защитить свой рынок от мировой конъюнктуры.
А ведь у нас для этого есть все возможности и права!
И система мер по защите рынка должна быть адекватна спросу. То есть нужно серьёзно учиться просчитывать спрос.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции