Как известно, корпорация «Иркут» показала новый прекрасный пассажирский лайнер МС-21. Его разработчики обещают, что самолёт составит конкуренцию «Боингу-737» и «Эрбасу-А320». МС-21 будет летать быстрее, выигрывая у западных лайнеров за счёт большей экономичности.
Вопрос: «Не прошло и 25 лет?»
Магомед Толбоев, почётный президент Московского авиационно-космического салона МАКС, депутат Госдумы I созыва, лётчик-испытатель, Герой России:
«Это уже не «Суперджет», а гораздо выше!»
- У меня очень положительное отношение к тому, что наконец-то состоялась так называемая выкатка МС-21. Мы его давно изучали, смотрели, - и это уже не «Суперджет», не тот уровень, а гораздо выше!
Да, в МС-21, как и в «Суперджете» тоже много импортных составляющих. Ну что ж, такой у нас сейчас курс, и от этого пока никуда не денешься.
В «Суперджете» было заложено начало этой идеологии, а теперь, как говорится, поздно пить «Боржоми»...
«Будем надеяться, что импортные составляющие будут замещены нашими»
Об этом нужно было говорить лет 15-20 назад, когда и закладывали эту идеологию, а когда она уже заложена, когда система пошла, то может получиться так, что мы, критикуя её, становимся не патриотами, а разрушителями...
Что ж, поменялась целая эпоха. Но, понятно, мы всё равно будем надеяться, что со временем импортные составляющие будут замещены нашими, что по мере развития собственных технологий иностранные детали будут заменены на свои.
«Получается просто отличный самолёт!»
Знаешь, уже тупо и бесполезно говорить одно и то же про этот «Суперджет»! А что касается МС-21, то получается просто отличный самолёт - и по всем материалам, и по композитам, по лётным характеристикам и т.п.!
Это очень серьёзная машина – тут нет вопросов, и не надо брать грех на душу, говоря про неё плохо.
Когда пойдут лётные испытания, то где-то после пятого-шестого полёта всё становится ясно. Мои ребята, лётчики-испытатели, летают и всё мне рассказывают.
«Активно идёт реконструкция аэропортов»
Что касается того, подойдут ли под МС-21 наши аэродромы, то - да, конечно, ведь теперь по всем регионам активно идёт реконструкция аэропортов.
В той же Махачкале - и то сделали полосы, которые соответствуют международному уровню.
То есть нам, как каким-то дикарям, теперь не надо говорить, что самолёт должен уметь садиться на паршивый аэродром.
Ведь тогда сразу возникает вопрос, а зачем же мы, умные люди, держим паршивые аэродромы? Так что надо делать не только хорошие самолёты, но и хорошие аэродромы, скажем, как на Западе.
Кстати, когда мы сравнивали характеристики Ту-334 и «Суперджета», то тоже говорили об аэродромных комплексах и об их обеспечении соответствующими нашим самолётам требованиями. То есть всё должно быть в комплексе.
«МС-21 подходит для замены Ту-134 и Ту-154»
МС-21 подходит для замены Ту-134 и Ту-154, то есть будет закрывать среднемагистральный сегмент.
Но нам не хватает машин, типа Ан-24 и Як-40, которые садятся уже на региональные аэродромы. По сути, у нас нет средней региональной авиации.
«Этот «Суперджет» сожрал столько денег...»
Надо сказать, что не так давно шла война - «Суперджет» против МС-21. И «Суперджет» победил, потому что административный ресурс Погосяна тогда был сильнее, чем наши патриотические чувства.
Олег Демченко административно проиграл «Суперджету», и деньги отдали Погосяну. Но этот «Суперджет» сожрал столько денег! Помню, тогда кричали - «Суперджет», «Суперджет», срочно, немедленно выделить средства!
«Они же ещё денег требуют!»
И вот сейчас этот самый «Суперджет» уже должен пополнять казну страны, то есть возвращать те деньги, которые были взяты у государства. Так они не то что возвращать - они же ещё денег требуют!
То есть того обещанного самолёта, который сейчас должен устойчиво летать во всех авиакомпаниях, ну, хотя бы внутри России, его просто нет!
Летают единичные штучки - там две, тут одна... То, что они заявляли про этот «Суперджет», идёт с опозданием на четыре года!
«Указ президента - это бумажка»
Что касается того, хватит ли в кризис средств на МС-21, то скажу честно - не знаю. Я же не допущен до уровня Мантурова, это же его уровень.
А что делает Мантуров? Да ни хрена не делает! Это же «пятая колонна», которая сидит за спиной Путина! Они просто подводят президента.
Знаешь, как они разговаривают? У них такая манера говорить: «Ты чего орёшь, что это указ президента? Указ есть, а исполнители мы. И мы определяем целесообразность, время и т.п. А указ президента - это бумажка».
«Владимир Владимирович, знаете, как говорят о ваших указах?»
Примечательно, что на политическом уровне они так не говорят. Вот я и хочу сказать президенту: Владимир Владимирович, знаете, как говорят о ваших указах – это бумажка, а мы исполнители, и сами решаем, когда исполнить, а когда не исполнить.
Я же общаюсь со всей верхушкой авиастроения, и они прямо так и заявляют. Все эти мантуровцы и его компания.
* * *
Анатолий Ситнов, член президиума Академии проблем качества, академик, бывший начальник вооружений Вооруженных сил России (1994-2000 гг.), генерал-полковник запаса:
«Когда мы начали обниматься с «Боингом»...»
- Во-первых, МС-21 - это Як-242, и первоначально главным конструктором был Дмитриев Владимир Григорьевич.
А потом, когда мы начали обниматься с «Боингом», то начали уходить от своих так называемых брендов – туполевских, ильюшинских, яковлевских и т.д.
Вот и родился «Суперджет», который на 85 процентов состоит из иностранных составляющих...
«Пора уже поднимать и свои проекты!»
Что касается МС-21, то двигатели на нём от «Пратт энд Уитни», авионика тоже иностранная, то есть он процентов на 50-60 тоже не наш. Поэтому я желаю МС-21 хорошего будущего, но пора уже поднимать и свои проекты!
Во-первых, конечно, Ил-96-400, который предложил делать Генрих Васильевич Новожилов, а наш президент Владимир Владимирович одобрил этот проект.
Во-вторых, надо делать Ту-204, который ничем никому сейчас не уступает, (а Ту-204СМ - вообще сейчас самый лучший), надо делать Ту-334, Ту-324, Ил-114 и т.д.
И, конечно, надо производить Ил-476 или Ил-76МФ. То есть у нас есть полный набор своей авиации.
«В результате мы пересядем на свои собственные самолеты!»
Но для этого нужно, чтобы в течение трёх лет отечественные авиационные компании перешли на эксплуатацию отечественных воздушных судов, и за это время обеспечить подготовку лётно-технического состава и технические службы аэродромов.
Вот и всё. И в результате мы пересядем на свои собственные самолеты!
«Мы пока находимся в зоне ограничений»
Что касается МС-21, то думаю, что он не будет конкурентом тому же А-320. Ведь для того чтобы поставить его на серийное производство, надо хорошо вложиться.
Любая экспортная задумка будет упираться в ограничение со стороны «Боинга», «Эрбаса» и всех остальных, поскольку там стоят канадские двигатели.
Вот когда сделают наш ПД-14, тогда ещё будет, как говорится, туда-сюда. Поэтому в любом случае мы пока находимся в зоне ограничений.
Что касается разговоров о том, что МС-21 должен садиться чуть ли не на грунтовку... Это все-таки пассажирский узкофюзеляжный самолет, который будет садиться на аэродромы первого-второго класса, а третий класс для него не нужен.
«Чем быстрее лопнут эти дутые проекты, тем скорее будут выполнять указания президента»
Вот на Ил-96 выделено 50 миллиардов рублей. Я думаю, если президент дал команду, то всё будет так, как он сказал. Считаю, что решение президента является абсолютным к исполнению для всех.
Но, знаешь, что я хочу сказать? Чем быстрее лопнут эти дутые проекты, тем скорее возьмутся за наши. То есть чем быстрее они лопнут, тем скорее будут выполнять указания нашего президента.
Что я имею в виду под словами «дутые проекты»? «Суперджет», МС-21 и т.д.
* * *
Александр Проханов, писатель:
«Самолёты, по своей красоте и совершенству напоминающие античные статуи»
- Я был на Иркутском авиазаводе. Это один из лучших заводов, который я когда-либо видел! Это гигантское сооружение, где создается новая русская цивилизация.
Там рядами стоят самолёты, по своей красоте и совершенству напоминающие античные статуи. Самолет МС-21, выкатка которого недавно произошла, - это абсолютно авангардное достижение нашего авиастроения!
Думаю, он не только будет летать, а ещё будет сражаться и воевать!..
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции