Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства потребовал обеспечить доступ компаний малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Вопрос: «Хватит ли у малого и среднего бизнеса силёнок для этого?»
Артем Тарасов, предприниматель депутат Госдумы I созыва, «первый советский миллионер»:
«Существо еле переставляет ноги»
- Меня умиляет само совещание, которое обсуждает малый и средний бизнес, находящийся просто на грани вымирания.
Понимаете, это как, например, обсуждалось бы некое существо, которое умирает, еле дышит и не может передвигаться, но говорят, мол, да, конечно, можно выпустить его на забег с несколькими стайерами.
Но ведь эти стайеры хорошо живут, каждый день нормально питаются, тренируются, а существо еле переставляет ноги...
Вот примерно такое ощущение у меня и возникает, когда государство говорит о малом и среднем бизнесе, ничего не делая для того, чтобы этот бизнес каким-то образом поднимался.
«В больших компаниях стало сложнее «распиливать» деньги»
Что ж, очевидно, что сейчас в больших компаниях стало сложнее «распиливать» деньги. К этим компаниям относятся пристально, на них смотрят всякие счётные палаты...
Более того, сейчас стало модным периодически сажать в тюрьму за взятки. А если к «дележу пирога» и допустят маленькие фирмы-однодневки, созданные вчера и себя никак не проявившие, то легче будет «распилить» эти госзакупочные деньги.
«Именно так всё это и было подсунуто президенту»
Мне кажется, что именно так всё это и было подсунуто президенту, чтобы не угасали денежные ручейки. Ведь из большой реки теперь брать воду стало тяжелее, поскольку берега охраняются, а из маленького ручейка – никто и не заметит...
Более того, малые и средние предприятия можно зарегистрировать на имя какого-нибудь родственника местного начальника, у которого есть бюджет на госзакупки.
Да, на его имя теперь будет трудно зарегистрировать какую-нибудь большую корпорацию, а делиться с ними, с корпорациями, сейчас уже не хочется, потому что деньги стали дешевые и их нужно больше.
Поэтому им дали возможность организовать у себя под носом нечто малое и среднее, подконтрольное, и на него же свалить госзакупку.
«Посмотрите на здания, которые выстроены Сбербанком!»
Что касается нынешней роли банков, то они являются такими структурными подразделениями, которые в первую очередь пытаются заработать деньги для себя.
Посмотрите на здания, которые выстроены Сбербанком, на все эти представительства Сбербанка - и вы поймете, на кого работает данный банк (я уж не говорю о зарплатах сотрудников в этих банках)!
«Зачем идти в банк, который хочет просто тупо на тебе заработать?»
Когда кто-то говорит, что банки существуют для того, чтобы поднять нашу экономику, это является огромным заблуждением!
Банки - это такие организации, которые делают себе состояния на деньгах чужих людей.
Если исходить из этого постулата, то как можно думать, чтобы банки снижали проценты?! Разве банки будут в ущерб себе делать какие-то инвестиции?
Или они будут в ущерб себе ставить корпоративные задачи и осуществлять проектное финансирование, результат которого абсолютно непонятен? Нет, всё это абсолютно не про банки, это про что-то другое...
И неужели в этом еще не убедились люди, которые пытаются что-то внедрить, начать свое дело?
Зачем идти в банк, который хочет просто тупо на тебе заработать, - и чем больше, тем лучше? А дальше ты хоть гори синим пламенем, хоть не открывай никакое дело и не существуй вообще!
Поэтому и появляются эти дикие залоги и сумасшедшие проценты, под которые людям выдают деньги.
«По цвету вашего костюма решают, дать вам деньги или не дать»
Понимаете, если говорить об экономике, о том, чтобы реально запустить малый и средний бизнес, то, по-моему, сегодня есть только одна-единственная возможность, которую никто не видит и на которую никто не обращает внимания. Я это называю - «четвертый капитал».
Да, есть «первый капитал» - это государственный бюджет. Есть «второй капитал» - банковский, недоступный ни для малого, ни для среднего бизнеса.
Есть «третий капитал» - это олигархи. Ну, это вообще люди, которые по цвету вашего костюма, а не по смыслу решают, дать вам деньги или не дать.
Так вот про эти три капитала надо просто забыть, но с ними все продолжают возиться и говорить, мол, в России больше ничего нет.
«Это страшное зло для России!»
Нет, ребята, еще есть те деньги, которые люди вынесли из банков, захлопывающихся у них на глазах и ворующих их сбережения! И эти наличные деньги, как ни странно, лежат у них в тумбочках.
Этот капитал составляет 7 триллионов рублей в наличности, которая лежит сегодня дома, - и это страшное зло для России! Но никто на них не обращает внимания.
А сколько лежит в долларах - и определить невозможно! Ведь доллары поступают в Россию просто каким-то потоком, и их нельзя сосчитать. Ну, наверное, еще семь триллионов в переводе на рубли, - итого 14 триллионов.
Еще 19 триллионов рублей лежат у людей на банковских счетах. Эти деньги существуют лишь формально, потому что банки ими крутят и зарабатывают для себя, - я же говорю о наличных деньгах, которые не подчиняются ни правительству, ни олигархам, ни банкам.
«Дайте людям возможность участвовать в поднятии своей экономики!»
Так и дайте людям возможность участвовать в поднятии своей экономики! Дайте людям возможность покупать доли предприятий, доли проектов, которые только внедряются, причем честных проектов, а не «МММ» - и вы поднимете экономику страны!
Более того, вы уберете эту страшную подушку финансовой безопасности! А ведь если она будет выброшена на рынок, то люди начнут скупать всё - соль, сахар, спички, мыло, трусы, носки...
Ведь при сегодняшнем диком сокращении импорта, вызванном санкциями, в магазинах могут появиться пустые полки. Это же инфляционная и страшная штука!
«Тут уже не будет посредника...»
Так и направьте эти деньги в проекты! Об этом, кстати, сказал президент в обращении к Федеральному Собранию: не пора ли использовать накопления граждан для развития экономики собственной страны?
А ведь тут уже не будет посредника, тут вы сами вкладываете деньги, получаете долю предприятия, чтобы это предприятие заработало и для себя, и для вас.
Так устроена любая капиталистическая страна. В той же Америке 60 миллионов частных инвесторов в свою экономику. Тот же американский учитель, получая зарплату, несет 15 процентов и покупает акции предприятий.
«Будет трудно наворовать денег...»
У нас уже существует закон 335 ФЗ, который вступил в силу 1 января 2012-го года и был подписан еще Медведевым.
Это называется «инвестиционное товарищество», позволяющее и физическим лицам, скажем, индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам выкупить долю любого проекта без открытия юридического лица и без оплаты налогов.
Но этот закон никто не использует, потому что там будет трудно наворовать денег: если я принес свои деньги в проект, то заинтересован только в его успехе, а не в «распиле».
«Я написал письма Медведеву, Мантурову и всем остальным...»
Вот это я всё время и пытаюсь предлагать. Я написал письма Медведеву, Мантурову и всем остальным о том, что знаю механизм, как запускать в России тысячи проектов в день, не обманывая людей.
Ведь мы когда-то запустили кооперативное движение, и, простите, я имел к этому отношение...
Но ни Медведев, ни Мантуров, ни другие ребята на это не реагируют. Я выступаю с этим и в «Ютюбе» - там полно роликов, где говорю, как это сделать.
«... вкладывая эти «деньги из тумбочки» в проект, не теряет их»
То есть мы можем показывать каждый день новые проекты людям и предлагать выкупить доли в этих проектах, причем давая людям гарантии, что эти деньги не пропадают.
Да, там есть целый ряд гарантий, в которых расписано, как человек, вкладывая эти «деньги из тумбочки» в проект, не теряет их при любых обстоятельствах.
Например, там есть страховой полис от воровства и нецелевого использования - кстати, вот где государство должно принять участие. И мы снизу за полгода-год поднимем нашу экономику.
«У нас в год производят одно платье на 20 женщин»
А вот некоторые цифры из отчета Госдумы... Хорошо, не будем говорить о том, что у нас в России в год производят всего один трамвай и 4 троллейбуса, но я вам обрисую более красивые моменты...
У нас в год на 140 человек производят одно пальто. У нас в год производят одно платье на 20 женщин. У нас в год производятся одни брюки на 12 человек. Это статистика.
А ведь это и есть та самая промышленность, где в первую очередь и развивается малый и средний бизнес. Ну и о чем тут можно вообще говорить?
К сожалению, я болею этим делом, потому что вижу выход. Да, я вижу «свет в конце тоннеля», а остальные просто не хотят идти в этот тоннель, поскольку у них есть совершенно другие места, куда можно пойти...
«Давно завезли бы это оборудование и стали выпускать продукцию»
А ведь все эти производства очень дешевые. Дёшево именно высокопроизводительное оборудование, которое, кстати, дешевеет с каждым годом и становится еще более производительным.
Вместо чемоданов с этими самыми товарами и надо было завозить такое оборудование. Для этого нужно было сделать нормальное банковское кредитование со средними сроками, то есть даже не «длинные», а «средние» рубли.
Если бы среднее кредитование существовало хотя бы 5-6 лет, то давно завезли бы это оборудование и стали выпускать продукцию.
«Плюс с него еще надо дать «откат»...»
Но когда вам дают кредит на один год под 20 процентов, плюс с него еще надо дать «откат», то какое вы можете завезти оборудование?! Вам бы быстрее перекрутиться и хоть как-то выжить.
То есть такова финансовая политика страны, и больше ничего. А вот если бы она была нацелена на запуск производства, то у нас бы уже было все это.
В «тучные годы» я пытался объяснить: ребята, пока мы так живем, снимайте все налоги и помогайте бизнесу начать производить, иначе мы останемся без всего. Ну и кто-то меня услышал?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции