Аргументы Недели → live

«Ну, и зачем Эрдогану вот так храбриться?»

, 20:50 ,

Эрдоган разбушевался прямо-таки как Фантомас! Президент Турции и внешне похож на этого персонажа, хотя вроде и не в маске. Что ж, Россия видала и не таких бесноватых...

О ситуации для «АН» - президент Института стран Азии и Африки при МГУ, историк-тюрколог, доктор исторических наук, профессор Михаил МЕЙЕР:

 

«Мыслит себя главой всего Ближнего Востока»

- Да, еще вчера отношения России и Турции были безоблачными, а сегодня - облачные. Что тут поделаешь, в природе так бывает...

Вообще-то, Эрдогана я считаю очень сильным политиком и государственным деятелем. Но сегодня, по-моему, речь идет о том, что у него от успехов, которые произошли в последнее десятилетие, скажем так, несколько повысился уровень амбиций...

Поэтому он и мыслит себя неким главой всего Ближнего Востока. Недаром же в Турции  Эрдогана сегодня называют султаном или даже халифом, ну, это в зависимости от того, насколько грамотен мусульманин.

«Турок не может быть халифом»

Но это ощущение, как мне кажется, и есть то главное, что мешает Эрдогану правильно понять нынешнюю ситуацию.  

Смотрите, если он султан, то халиф все равно выше его. Но свой халиф в ИГИЛ уже есть, и он араб, а не турок. Ведь турок не может быть халифом, потому что у него нет родственных связей с Мухаммедом.

Соответственно, тот, кого уже выбрали халифом, и будет главным соперником Эрдогана, а не мы и не Америка. Для любого мусульманина халиф важнее, чем султан. Так что здесь у Эрдогана очень непрочная позиция.

И в этом смысле весь резон действий Эрдогана должен сводится как раз к тому, чтобы быть вместе с международной коалицией, а не против нее.

«Халифат не имеет границ»

Всем известно, что самый главный вопрос, по которому Эрдоган сегодня держит жесткую оборону, звучит так: мы свои границы никому не отдадим.

Но, понимаете, для мусульман это беспредметный разговор, поскольку Халифат не имеет границ. Поэтому они совершенно спокойно нарушат границу Турции.

Кстати, они ее уже нарушают, о чем свидетельствуют многочисленные взрывы в разных районах Турции, приводящие к большим человеческим жертвам.

Эрдогану не нужен этот Халифат и не нужна подобная организация радикалов. Только тогда границы его страны будут спокойны, и никто не будет покушаться на его территорию.

Но мы видим, что процесс проникновения уже пошел, и свою границу в этом смысле они уже никак не отстоят.

«Эрдогану предстоит встретиться с Халифатом, а не с нами»

Так что если уж Эрдогану и обращать на что-то особое внимание, так это на то, как изменилась ситуация по соседству с Турцией, где складывается вот это «как бы государство-халифат ИГИЛ».

Мы стараемся не называть его государством, а говорим - территория, организация и т.п., но ведь идея-то у него совершенно определенная.

Поэтому здесь и надо понимать так, что сейчас Эрдогану предстоит встретиться с Халифатом, а не с нами...  

«Дал ли Обама отмашку Эрдогану?»

Действовала ли Турция одна или с согласия США, когда сбивала наш военный самолет? По большому счету эти тонкости политической игры здесь, в общем-то, не принципиальны.

Дал ли Обама отмашку Эрдогану, или президент Турции, примерно зная позицию Обамы, сделал это по собственной инициативе, знаете, всё это уже, как говорится, дело десятое.

Важно, что это вполне укладывается в такую политику, как мы ее называем, двойной игры.

«Двойная позиция настолько возмутила Иосифа Виссарионовича...»

А ведь в истории российско-турецких отношений во время Второй мировой войны уже был такой эпизод, когда Турция пыталась играть с нами в такую вот политику двойной игры.

Но кончилось тем, что эта двойная позиция настолько возмутила небезызвестного всем нам Иосифа Виссарионовича, что он не просто разорвал договор о дружбе и сотрудничестве с Турцией, но и потребовал вернуть ту часть ее территории, которая когда-то принадлежала России и потом была потеряна.

Так что если бы не необходимость в то время разгромить Японию, я не знаю, чем бы все это могло закончиться для Турции. Я так думаю, что тогда ей просто крупно повезло.

«... даже предлагает встретиться с Путиным»

Да, сейчас Турция приостановила полеты над Сирией. Похоже, Эрдоган начинает понимать ситуацию.

Сейчас Эрдоган говорит, что он не нарушал сирийскую границу, а нарушаем только мы. Что ж, это естественно, ему теперь нужно показать, что он чист в этом вопросе и, как мы видим, даже предлагает встретиться с Путиным в Париже.

«Вполне возможно, что Эрдогану уже намекнули...»

Я не знаю, встретятся они или нет. Это уж пусть Путин решает. Тут же идет большая политическая игра. А что касается версии Эрдогана, что он не мог дозвониться Путину, так это просто смешно.

Другое дело, что в Москве, обидевшись, просто могли не брать трубку. Вполне возможно, что Эрдогану уже намекнули, что с ним не хотят разговаривать, пока он не изменит свою позицию по отношению к сбитому самолету.

«Турции придется идти на попятный»

Что ж, сейчас мы должны пережить довольно сложный период, в котором будет проверяться прочность наших контактов, наших  взаимоотношений.

Мне кажется, что сегодня существенно в лучшую сторону изменилась позиция турецкой общественности, турецкого общества в отношении России, и я не думаю, что Эрдоган этого не чувствует.

Не в этом году, так в следующем Турции придется идти на попятный. Как они будут выбираться из этой ситуации, это уже их проблема. Но думаю, что решающий шаг за Турцией, а не за нами.

«Если Эрдоган этого не понимает, то другие-то прекрасно понимают...»

По сути, турки пилят сук, на котором сидят. Если бы там состоялся газовый хаб, они вообще были бы, как говорят, в шоколаде. Что ж, это и туркам понятно...

Ну, и зачем Эрдогану вот так храбриться, надеявшись на помощь Запада? А зачем Западу конфликт с ядерной державой? Вообще, бессмыслица какая-то! Если Эрдоган этого не понимает, то другие-то прекрасно понимают...

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram