В Южной Осетии в эти дни вспоминают жертв августовской войны 2008 года. Президент республики Леонид Тибилов напомнил, что к этой войне Грузия давно готовилась со своим друзьями, в том числе и с помощью Украины, которая поставляла им вооружение. Вопрос: «Тогда ещё не были сброшены маски?»
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике:
«В течение полутора суток Запад твердил, что Россия напала на Грузию»
- Что ж, сегодня, спустя 7 лет после памятных событий в Южной Осетии, можно сказать, что это стало переломным событием в наших отношениях с Западом.
Именно тогда России стало понятно, что договориться не удастся. Хотя тогда все-таки ещё договорились...
Но ведь то, что тогда в течение полутора суток Запад твердил, что именно Россия напала на Грузию, и способствовало тому, что был взят курс на изменение модели наших отношений с Западом.
В 2008 году Запад не решился пойти на открытый разрыв с нами, а вот начиная с 2011-2012 гг. они пошли на резкое ужесточение позиций в отношении нас, которое к 2013-2014 гг. достигло апогея.
Это произошло в связи с тем, что Запад стало раздражать то обстоятельство, что Россия, с одной стороны, стала слишком самостоятельной и независимой, а с другой - мы стали своего рода флагманом поднимающегося «Незапада». Кстати, в предыдущие десятилетия Запад резко проигрывал этому Незападу, причем не только из-за подъема последнего, но и из-за собственных ошибок и накопленных слабостей.
Евросоюз не помогал и не помогает Южной Осетии потому, что не хочет усиления политических позиций России.
И это не какие-то там двойные или даже тройные стандарты, чего в политике нет и быть не может (мы сами применяем точно такие же стандарты по отношению к другим странам).
И все же именно в интересах Евросоюза не занимать ту жестко антироссийскую линию, которой он придерживался изначально. Но ведь эта линия очень неустойчива, и в итоге она приводит к тому, что Европа выглядит просто чистой пешкой США.
По-моему, пока ещё очень рано говорить о неких аналогиях событий августа 2008 года в Южной Осетии и нынешней ситуации в Донбассе.
Ведь в 2008 году не была поставлена под вопрос главная проблема - отношения с Западом. Тогда эти отношения все-таки развивались в русле превалирования сотрудничества.
А сейчас украинская проблема целиком является последствием того, что Россия прекратила делать вид, что ее удовлетворяет политика Запада. Так что если украинская проблема будет решаться, то это будет в контексте неких новых отношений с Западом.
Вообще эта украинская проблема является порождением недовольства России политикой Запада, которая проводилась в течение последних 20 лет и которая привела к созданию в Европе такой системы отношений, какую наша страна считала для себя в растущей степени невыгодной.
Так что окончательное и глубокое решение украинской проблемы зависит от того, как мы сможем договориться с Западом о новых правилах игры.
Кстати, от этого зависит и такая важная для людей, но все же второстепенная с точки зрения большой политики проблема Донбасса...
Николай Ковалев, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, бывший директор ФСБ РФ (1996-1998 гг.):
«Осетины были обречены на массовую смерть!»
- Что ж, выводы здесь вполне однозначны, и все эти теперь уже 7 лет показали верность принятого Россией решения.
Главное, что тогда было спасено огромное количество человеческих жизней. Ведь осетины были просто обречены на массовую смерть!
Так что наша страна тогда приняла абсолютно правильное, выверенное и единственно верное решение.
Из этой ситуации не было другого выхода, и Россия не могла смириться с гибелью огромного количества людей, по сути, с их уничтожением по этническому признаку.
Что ж, сегодня мы наблюдаем полные параллели в событиях теперь уже на Украине. Ведь и в тогдашней ситуации в Грузии, и в сегодняшней ситуации на Украине речь идет о крайних проявлениях национализма.
Вернее, речь даже идет об этнических чистках, которые сейчас проходят на Украине и которые тогда были в Южной Осетии. Так что между этими событиями в смысле движущих мотивов, то есть действий националистов, можно поставить знак равенства.
Юрий Владимирович Андропов в свое время говорил, что любую страну всего могут разрушить две вещи - это воинствующий национализм и религиозный экстремизм.
Мы видим, что эти угрозы тогда воплощались в жизнь в Южной Осетии, а теперь воплощаются и на Украине.
Могут ли завершиться события на Украине таким же образом, как тогда в Южной Осетии? Знаете, я думаю, что только народ Украины сам вправе определять свою судьбу...
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам:
«Это теперь дает возможность действительно развиваться и Абхазии, и Южной Осетии»
- Знаете, история говорит, что такие вопросы быстро не решаются даже после признания. Так что мы должны пройти еще очень-очень долгий путь, правда, это уже совсем другая история.
Главное, что тогда органами власти России, то есть президентом, правительством и парламентом было принято правильное решение.
Ведь мировое сообщество, по сути, согласилось с логикой России, - и это часто подчеркивается в неформальных разговорах. Хотя официально нам делаются всякие заявления, но делаются они как-то вяло и дежурно.
Что ж, тогда была поставлена жирная правовая точка в истории очень затяжного конфликта, и это теперь дает возможность действительно развиваться и Абхазии, и Южной Осетии.
Вадим Густов, вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области, бывший первый зампред правительства РФ (1998-1999 гг.), бывший член комитета Совета федерации по делам СНГ:
«В Южной Осетии были наши миротворцы, находящиеся под мандатом ООН...»
- Что ж, те два новых государственных образования, которые уже в течение семи лет есть на Кавказе, еще не признаны другими государствами, но придет время, и жизнь все расставит по своим местам.
Когда началась реальная агрессия, Россия определилась со своим выбором, и я уверен, что в той ситуации это было единственно верное решение.
Да, тогда мы кругом получили отрицательную прессу, было много шума и т.п. Но тогда же я специально выезжал на Парламентскую ассамблею в Совет Европы, которая как раз слушала грузинскую тему, и видел, что в кулуарах все понимали абсолютно всё: ну, нельзя же так – поставить установки «Град» и уничтожать мирное население!
Кроме того, все забывают о главном. В Южной Осетии тогда была постоянная миссия ООН, которая регулярно получала международный мандат.
Также там были наши миротворцы, тоже находящиеся под мандатом ООН. И об этом как бы уже забыли...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции