Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон призвал машиностроителей России обратиться в правительство с просьбой о протекционистской поддержке отрасли. «Как иностранец я могу сказать, что в некоторых случаях наша импортная пошлина слишком низкая», - отметил он. В качестве примера Андерссон привел США, Бразилию и Китай, которые активно защищают свою внутреннюю промышленность. Вопрос: «Вытянем жигуля?»
Леонид Калашников, первый зампред комитета Госдумы по международным делам:
«При социализме наши машины успешно завоевывали европейский рынок»
- Все эти разговоры о принципиальной неконкурентоспособности отечественных автомобилей, по-моему, сродни мифам о русской лени, беспробудном пьянстве и т.п.
При социализме наши машины успешно завоевывали европейский рынок. В 80-е прошлого века ВАЗ продавал за рубеж около трети всей продукции. Например, в Греции наши «Жигули» составляли 12 процентов всего автопарка.
Это доказывает, что советский автопром по техническому уровню не сильно уступал даже ведущим автомобильным державам. Но в течение 20 с лишним «капиталистических лет» наш автопром только выживал, а мировой – развивался. Поэтому госсподдержка сегодня должна идти не на бонусы менеджерам, а на увеличение НИОКР, на прорыв в технологиях и т.п.
Именно эпоха кризиса может стать временем рождения конкурентоспособного российского автомобиля! Тем более если власть осознаёт это как важную национальную задачу и понимает, что автопром – это один из наиболее реальных локомотивов на пути вывода страны из кризиса.
А сказки про то, что «у русских руки не из того места растут», пусть останутся на совести их сочинителей...
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
«Протекционизм - это лишь предпосылки для развития»
- Протекционизм в России должен дополнительно принуждать к технологическому прогрессу, совершенствованию технологий. Но протекционизм - это лишь предпосылки для развития, а не само развитие.
Я только приветствую идею поддержки отечественного автопрома, и она, конечно, абсолютно правильная. Иначе мы получим социальную катастрофу и останемся без отрасли, которая жизненно необходима для российской экономики.
А если кто-то в правительстве считает, что автомобили сами растут на деревьях, то остается пожелать ему быстрее прийти в себя. Мы должны развивать свой собственный автопром, а если закроем предприятия, то голодомор будет просто отдыхать.
Самой эффективной мерой поддержки в данном случае является государственный заказ. Но в случае с автопромом его доля относительно невелика, и значительные деньги выделяются предприятиям без всяких условий.
А мы знаем, что бывает с неэффективным производством, если ему давать деньги без всяких условий, - и это прекрасно иллюстрирует тот же российский автопром...
Если сами рабочие российских автозаводов говорят, что не надо покупать то, что они производят – это очень внятная характеристика! Дело в том, что автомобильный рынок за многие годы мы так и не создали и можем только спекулировать за счет населения.
Но, может быть, надо дать денег побольше, чтобы хватило не только на выживание, но и чтобы на какую-то техническую модернизацию? Давать деньги просто на выживание – то же самое, что давать милостыню нищему. От этого он не станет зарабатывать на жизнь сам.
Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики:
«У нас ведь уже есть некий опыт...»
- Заставить человека, который уже ездил на хорошей машине, чтобы он сел за руль автомобиля явно худшего качества, по-моему, просто нереально.
У нас ведь уже есть некий опыт: мы повышали таможенные пошлины, но итогом стало не повышение спроса на отечественные автомобили, а то, что люди перестали покупать новые иномарки.
Рынок тех людей, которые за предложенную цену сегодня покупают эти автомобили, существенно не увеличится. Так что в случае льготных условий никакого дополнительного спроса все равно не будет.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
«Наверное, предпочитает машины не отечественного производства...»
- Что ж, кризис есть кризис, это касается всех. Сейчас такая ситуация, что люди просто отказывают себе во многих вещах, а ведь автомобиль – это достаточно серьезная покупка. А тот, кто все-таки может себе это позволить, наверное, предпочитает машины не отечественного производства.
Помню, когда затевалось льготное кредитование и повышение таможенных пошлин, то с помощью этих мер пытались защитить продукцию нашего отечественного, а сказать точнее – бывшего советского автопрома.
Но, по-моему, не нужно было делать этот шаг. Ведь получилось так, что «АвтоВАЗ» тогда первым делом поднял цены на свою продукцию и все равно остался в кризисе.
То есть эти меры не помогли, и одновременно с этим очень существенно, в разы, сократились продажи иномарок. Ведь с помощью повышения таможенных пошлин хотели вроде как усилить российскую экономику.
Но в итоге на этом существенно потеряли, потому что сократились продажи, а «АвтоВАЗу» это вообще – как мертвому припарки...
Евгений Федоров, член комитета Госдумы по бюджету и налогам:
«Теперь мы закупаем передовые технологии, бренды»
- По-моему, выбор поддержки и развития отечественного автопрома сделан совершенно правильно. Теперь мы закупаем передовые технологии, бренды, а это нематериальные активы, в который вкладывались большие деньги на протяжении многих лет.
Что ж, некоторые марки автомобилей создавались лет по сто, так что эти бренды и обеспечивают покупательский спрос. Но ведь Стратегия-2020 предусмотрен переход всей российской экономики на другой тип: мы поддерживаем не конкретно автопром, а отрасли высокой добавленной стоимости.
Для этого нужно изменить налоговую систему, таможню, бухгалтерскую отчетность таким образом, чтобы предприниматель, решивший вкладывался в глубокий «передел», в предприятие, в котором будет высокая добавленная стоимость, автоматически приобретал бы экономические преимущества перед бизнесменами, которые вкладываются просто в добычу природных ресурсов и отправку их за рубеж.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции