На Украине заварилась такая каша - только котлы подставляй! Иловайский, Дебальцевский... Ну, ничего, для бандеровской нечисти котлы всегда найдутся, и в них им гореть и здесь, на земле, и в аду!
О нынешней украинской «кухне» размышляет Алексей АРБАТОВ, руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, действительный член (академик) РАН, доктор исторических наук:
«Перемирие на Украине состоялось частично»
- Перемирие на Украине состоялось частично. Как на это повлияла ситуация в Дебальцево - так это и есть самый главный вопрос!
Почему там продолжаются боевые действия, стрельба? Почему не отводится тяжелая техника? Да потому что вокруг Дебальцево продолжаются бои.
Кстати говоря, в последних минских соглашениях ни слова не сказано о том, что части подразделений должны прекратить и передвижение, и наступательные операции. Раньше об этом говорилось, теперь – нет.
Получается, что нужно прекратить огонь, нужно отвести тяжелые вооружения, но как быть с Дебальцево?
Естественно, что украинские вооруженные силы пытаются оттуда вырваться потому, что они - в полном окружении. Войска же ДНР и ЛНР пытаются замкнуть это окружение, - отсюда и беспрерывные боестолкновения.
«В минских соглашениях об этом ничего не сказано»
Украинская армия хочет избежать такого показательного поражения, какое она потерпела в августе прошлого года, когда был котел под Иловайском.
А ЛНР и ДНР хотят завершить эту зимнюю войну, которая продолжается 4 недели в январе и феврале, такой демонстративной, показательной победой: сделать еще один котел, заставить их сдаться, сложить оружие, а если не сложат, то, может быть, и уничтожить.
Вот поэтому и продолжаются боевые действия. Но в минских соглашениях об этом ничего не сказано. Вот почему по Дебальцево и не удалось достичь согласия.
«Главам четырех государств нужно было отдохнуть, поспать...»
А ведь это было большой ошибкой. Я считаю, что туда нужно было посылать не военных инспекторов, чтобы выяснить, есть там окружение или нет. Просто главам четырех государств нужно было отдохнуть, поспать и на следующий день еще раз встретиться для того, чтобы решить вопрос с Дебальцево.
Может быть, разумным путем был бы некий территориальный обмен. Ведь такой «карман» - это действительно аномалия.
Нужно было договориться о том, что украинские вооруженные силы полностью выходят из Дебальцево, оставляют его, и им не мешают уйти, а в качестве компенсации в другом районе им уступается некая часть территории, ну, предположим, где-то под Мариуполем...
Тогда бы выстроилась нормальная линия фронта, и была бы нормальная уточненная линия соприкосновения.
«Новая линия соприкосновения так и не была уточнена»
Кстати говоря, новая линия соприкосновения так и не была уточнена. В прежней же - от 19 сентября, где были десятки пунктов, согласно которым была проведена демаркация, все это было согласовано.
Теперь же новая линия соприкосновения чертится примерно, и она постоянно меняется то в одну сторону, то в другую, хотя сейчас таких заметных подвижек, как в предыдущие недели, конечно, нет.
Намеренно ли это было сделано? Знаете, я исхожу из нашей официальной позиции, которая состоит в том, что Россия не является стороной конфликта.
«Ополчение всецело зависит от России»
Совершенно очевидно, что Россия всемерно поддерживает ДНР и ЛНР и ополчение, ну, разве что, кроме их официального признания в качества независимых республик.
И в этом смысле мне очень сомнительно, то есть я бы очень удивился, если бы ДНР и ЛНР самостоятельно, не спрашивая Россию и вопреки указаниям России, продолжали бы эти боевые действия. Наверное, это согласовывается...
Мне трудно поверить, что это не так, поскольку ополчение всецело зависит от России в военно-техническом, военном, тыловом обеспечении, а может быть, и в других вопросах...
«У Украины нет командования, но оружия - завались»
Украина в течение 25 лет ничего не делала для своей армии потому, что не ожидала, что ей придется где-либо воевать - ни на западе, ни на востоке. И вдруг пришлось...
Украине пришлось воевать, чего они вообще не ожидали. У Украины нет командования, но оружия - завались, правда, пользоваться им они толком не умеют, да и моральный дух очень низкий.
«Ополченцы сами по себе не могут пойти на Киев и на Львов»
Не думаю, что после Дебальцевского котла в обозримый период кто-то двинет уже на Киев и на Львов. По той простой причине, что это обозначало бы уже прямой вызов.
Кроме всего прочего, ополченцы сами по себе, конечно, не могут пойти на Киев и на Львов. Если есть споры об участии или неучастии российской армии в нынешней четырехнедельной зимней войне, то уж совершенно ясно, что ЛНР и ДНР без российской армии идти дальше, конечно, не смогут.
То есть это будет уже открытая война, это будет клеймо на России как на агрессоре, который покусился на суверенное государство, общепризнанное мировым сообществом. Соответственно, и последствия будут неимоверно более тяжелыми, чем те, которые мы сейчас испытываем и переносим в связи с кризисом, который имел место на Украине в течение прошедшего года.
«В Дебальцево все-таки договорятся прекратить стрельбу»
Знаете, хотя мне трудно отделить свой прогноз от своих надежд, но я думаю, что в Дебальцево все-таки договорятся прекратить стрельбу, а значит договорятся и по всем другим участкам разграничительной линии.
Также договорятся о территориальном обмене, что логично было бы сделать и дать возможность украинцам вывести оттуда свои войска.
Да, и, по-моему, уже надо спрямить линию и от нее отсчитывать отвод войск. Ведь Украина отводит войска от новой границы, а ДНР и ЛНР - от старой (я имею в виду границы разграничения между воюющими сторонами). Это тоже надо начать делать.
«19 сентября линия разграничения была намечена очень четко»
Мне опять-таки странно, что 19 сентября линия разграничения была намечена очень четко, хотя отвода тяжелой техники не произошло и некоторые территориальные подвижки, которые были предусмотрены, тоже не состоялись. Но это было уже вопросом выполнения, а вот сама линия была прочерчена очень четко, понятно и без всяких двусмысленностей.
То, как это сделано сейчас, просто удивительно! Посмотрите, тяжелое вооружение отводится друг от друга на такое расстояние, чтобы между ними было, как минимум, скажем, 50-70-140 километров - для разных типов артиллерии.
Но ведь отводятся-то они от двух линий разграничения, между которыми в разных местах - разное расстояние.
«Нужно проводить серьезную совместную работу»
В одном месте это очень маленькое расстояние в несколько километров, а в другом - достаточно большое, может быть, десяток или два десятка километров... То есть то расстояние, на которое ополчение продвинулось за прошедшие месяцы на запад.
Значит, нужно проводить демаркацию, измерения и т.п.. В одном месте от границы вооруженные силы отводятся в обе стороны на одно расстояние, а в другом – совершенно на другое потому, что, повторяю, между двумя линиями разграничения разное расстояние.
Значит, нужно проводить очень серьезную совместную работу с тем, чтобы проложить все это на местности и договориться. Иначе стороны не будут отводить технику, а все время будут сваливать друг на друга срыв переговоров.
«Например, многосторонние миротворческие вооруженные силы...»
И последнее. Понимаете, если несколько раз не сработало, то надо сделать какие-то выводы и понять, почему не сработало, и сделать так, чтобы, наконец, сработало.
Если наблюдатели ОБСЕ не могут должным образом гарантировать выполнение соглашения, значит нужен другой механизм.
Например, многосторонние миротворческие вооруженные силы по резолюции Совета безопасности ООН, которые вошли бы туда на бронетехнике, в сопровождении артиллерии, вертолетов, авиации.
И уже никто не посмел бы их куда-то пустить или обстрелять. Они вошли бы в этот коридор (включая, возможно, и российский контингент), встали по секторам и надолго, то есть до окончательного урегулирования конфликта, дали бы гарантии, что боевые действия не возобновятся.
«Ах, нарушение!..»
Но ведь этого тоже нет! Зато есть демилитаризованная зона, по которой должны разъезжать безоружные инспекторы ОБСЕ и фиксировать: вот с этой стороны стрельнули, а вот и с той стороны тоже стрельнули, ах, нарушение!..
Но стороны-то сваливают друг на друга, и одна, и другая сторона обвиняют ОБСЕ в необъективности, когда она говорит, что виноваты мы, а не другие...
«Мариуполь пока подождет»
Что касается наступления на Мариуполь, то сейчас, конечно, никто на него не пойдет. Сейчас положена пауза.
Сейчас пойти на Мариуполь - значит, открыто сорвать минские соглашения, - со всеми вытекающими отсюда последствиями. ДНР и ЛНР не сделают этого без разрешения России.
Знаете, мне было бы очень странно, и это была бы уже какая-то совершенно нелогичная линия... Сидеть ночью на протяжении 16 часов, обсуждать условия мирного урегулирования, включая политические и экономические, долгосрочные и краткосрочные, - и вдруг дать санкцию, а еще и помочь войсками и техникой, чтобы снова начать наступление! Это, я не знаю... Конечно, в политике бывает много непредсказуемого, но это была бы уже такая экзотика, в которую просто трудно поверить!
Мне кажется, с точки зрения политики, это настолько нерационально, что трудно подобное даже представить. Так что Мариуполь пока подождет...
«Сейчас политическая игра идет на том, что...»
Сейчас политическая игра идет на том, что европейцы выступили инициаторами, американцы, скрепя сердце, сопротивлялись, но, в конце концов, «через губу и сквозь зубы» согласились с минскими договоренностями, а Россия и Европа все взяли в свои руки и достигли первых серьезных результатов.
Так что возобновить сейчас наступление - это Францию, Англию и всю остальную Европу просто кинуть через океан к США, чтобы они монолитом сплотились против России.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции