Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Я готов есть генетически модифицированные продукты!»

, 23:24 ,

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о запрете на выращивание и разведение в России генно-инженерно-модифицированных растений и животных.

Законопроектом устанавливается запрет на выращивание и разведение ГМО на территории РФ, за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ. Вопрос: «А ведь мы еще и не то трескаем - и ничего?»

 

Левон Оганезов, музыкант, телеведущий, народный артист России:

«Где-то в Краснодарском крае свинье привили какие-то бараньи гены...»

- Мое мнение таково: все новое, что появляется в науке в мире, не может привести к чему-то вредному. Ну, разве что на 1 процент, допустим, кто-то чем-то заболеет...

При советской власти генетика у нас считалась буржуазной наукой, и за это даже сажали. Давайте не будем забывать, что и компьютер, и вертолет, и цветной телевизор, и телевидение вообще изобрели люди из России. А у нас в стране все новое всегда воспринималось в штыки.

Что ж, похоже, это у нас такая национальная черта: зачем нам новое, если мы и при старом хорошо живем? Вспомните, что наш Вавилов, который хотел накормить все человечество хлебом, был просто расстрелян...

Но ведь развитие науки нельзя остановить! А если действительно скоро нечего будет жрать, и тогда люди ведь будут бороться за это новое.

Ведь ученые это придумывают не для того, чтобы отравить человечество, а для того чтобы накормить его!

И я не думаю, что те ученые, которые работают над созданием ГМО, такие уж злодеи. Понимаете, образованный человек, занимающийся наукой, не может злодеем. Он может быть испытателем.

Да, что-то, может быть, пойдет не так. Но, послушайте, вы ведь все равно не знаете, как вырастили этот или тот помидор...

Когда сейчас смотришь, то все овощи похожи друг на друга, как близнецы, – и это уже не нормально. Но бороться с этим нельзя, а запрещать – тем более, потому что очень многие наши производители останутся без куска хлеба. Да, всё надо просто проверить на научном уровне, а вот запрещать нельзя ни в коем случае вообще ничего!

Ничего нельзя запрещать – ни стихи, ни музыку, ни научные изобретения. Я готов пострадать за науку и думаю, что кончится это все равно хорошо. Да, и я готов есть генетически модифицированные продукты...

Вспомните, что японцы «изобрели» морского окуня. То есть они взяли морского окуня, привили ему ген речного окуня, потому что тот быстрее развивается, - и вот эта рыбка у них теперь плавает, а они ее добывают...

Поправить природу можно, природа ведь тоже всегда экспериментирует, и она не всегда права. Природа экспериментирует - так же экспериментирует и человек.

Я вообще за то, чтобы не вмешиваться в научные изыскания. Но следить за тем, чтобы у человека не было возможности спекулировать на этом в ту или другую сторону, конечно, надо. Но следить должен опять же образованный человек.

Я читал, что где-то в Краснодарском крае свинье привили какие-то бараньи гены. Так вот свинья, во-первых, стала крупнее, а во-вторых, она стала вкуснее.

И я не хочу, чтобы мы безграмотно что-то советовали ученым... Это, знаешь, как человек сидит в зале и делает замечание артистам: мол, нет, он не туда вошел, не так сказал и т.п.

Так что не будем вмешиваться в науку со своим посконным рылом, не будем вставать в их грядки...

Алексей Яблоков, членкор РАН, доктор биологических наук, профессор:   

«У внучки или правнучки может не быть глаза или головы»

- Европейские страны от этого защищены лучше, чем мы. Есть много работ, показывающих, что это меняет иммунную систему, вносит гормональные изменения и даже может затронуть генетический аппарат человека.

Что значит, «если вкусно»!? Надо думать о своих потомках, потому что для нас может быть вкусно, а у внучки или правнучки может не быть глаза или головы!

Это доказано на мышах, крысах и кроликах, а на человеке… Нужно несколько поколений, но теоретически тоже доказано.

Я стараюсь не употреблять генетически модифицированные продукты, то есть когда вижу, что на этикетке это написано, продукт не беру.

Но сейчас это очень трудно сделать потому, что даже, например, детское питание включает в себя американскую сою, которая на 90% является генетически модифицированным продуктом...

Сергей Лисовский, член Совета Федерации, кандидат филологических наук:

«Нет явных и объективных причин для того, чтобы активно использовать генную модификацию»

- Я стараюсь не употреблять в пищу генетически модифицированные продукты, но знать на все 100 процентов, есть ли в этих продуктах геномодификация, к сожалению, нет возможности.

Генетически модифицированными могут быть и овощная группа продуктов, и кукуруза, и различные крупы, скажем, импортные каши тоже могут содержать геномодификацию.

На мой взгляд, генная модификация недостаточно изучена в плане влияния на будущее поколение, на период, который исчисляется не днями и даже не годами, а десятилетиями.

Соответственно, я бы все-таки был осторожен с генной модификацией в том виде, в котором нам сегодня ее предлагают.

Более того, нам сегодня говорят, что геномодификация позволит увеличить объем продовольствия. Но ведь проблема заключается не в объеме продовольствия, а в его реализации.

Поэтому пока не только у нас (у нас - тем более), но и вообще в мире хватает земельных наделов и земли для того, чтобы производить и кормить все население мира без генной модификации.

То есть нет таких явных и объективных причин для того, чтобы активно использовать генную модификацию.

Артем Тарасов, предприниматель, депутат Госдумы I созыва:

«Люди будут доброжелательно относиться к растениям»

- Все зависит от качества продукта. Можно употреблять не генетически модифицированные, но сгнившие продукты, причем с просроченным сроком – это именно то, что и продается у нас в супермаркетах.

Так вот это более вредные продукты, чем генетически модифицированные. А генетически модифицированные, кстати, сделаны специалистами с определенной целью для того, чтобы закрепить в них полезные свойства. Поэтому я абсолютно не против любой искусственной пищи.

И вообще я думаю, что в будущем пища будет синтезироваться потому, что все-таки победят «зеленые», которые запретят убивать животных. Люди будут доброжелательно относиться к растениям и не возделывать огромные земли для того, чтобы каждый раз собирать урожай.

Человечество научится совершенно спокойно синтезировать белки, углеводы... И это будет пищей будущего. Такая пища будет полезней, она не будет портиться. Поэтому я - за прогресс.

Запрещать генетически модифицированные продукты - это все равно, что запретить какой-нибудь вид транспорта.

Еще меня удивляет одна интересная штука: как же это, интересно, Госдума будет следить за тем, какие именно продукты будут изготавливаться?

Ну, допустим, производство генетически модифицированных продуктов уйдет у нас в подполье, но ведь на упаковках все равно будут писать, мол, это натуральные продукты. И как же они это будут проверять?

Значит, такого рода лаборатории надо сделать по всей России с тем, чтобы проверять эти продукты, если они будут запретом? Не лучше ли просто сделать лаборатории по проверке качества продуктов? Вот и все.

Малик Сайдуллаев, бизнесмен:

«Сейчас придумано много разных глупостей»

- Я бы посоветовал не верить в подобные вещи, потому что сейчас придумано много разных глупостей. А вообще нужно питаться просто экологически чистыми продуктами без всяких химических ингредиентов. 

Клара Новикова, народная артистка России:

«Не знаешь, есть ли смысл оберегать себя от чего-то...»

- А как их различать, и как можно верить этикетке? Разве можно сейчас от чего-то спастись или, скажем, дышать в Москве свежим воздухом? Мы все уже настолько внутренне «промодифицированы», что не знаешь, есть ли смысл оберегать себя от чего-то...  

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram