Президент РФ Владимир Путин подтвердил принципиальную позицию России по отношению к косовскому вопросу. В свою очередь его коллега Николич назвал драгоценной поддержку, которую в этом вопросе Россия оказывает Сербии. Вопрос: «Косово - великая держава?»
Марат Гельман, галерист:
«И в самом в Косово у противников отделения была масса аргументов...»
- Сейчас мы наблюдаем попытки возвращения к тем ценностям, которым фактически уже более 100 лет.
После Второй мировой войны обо всем этом забыли и считали, что для всего мира будет лучше, если границы уже не будут меняться и что, условно говоря, завершился процесс самоопределения наций и больше ничего быть не должно. А оказалось, что процесс еще идет и совсем не завершен...
То есть была одна эпоха, во время которой право наций на самоопределение считалось атавизмом, потому что главным был другой принцип: сохранение существующего порядка вещей. Но эта эпоха поменялась на новую, а точнее – на давно забытую старую.
Но и в самом в Косово у противников отделения была масса аргументов: например, внутри отделившегося края есть небольшие анклавы других национальностей...
Михаил Ардов, протоирей:
«Чудовищное наследство, которое нам оставили коммунисты»
- И Косово, и та же Абхазия, и Южная Осетия – это чудовищное наследство, которое нам оставили коммунисты. Товарищи Ленин и Сталин придумали такие государства, как Азербайджан, Таджикистан и т.д., разделили Россию границами. Тогда же по дикости и тупости надвое разделили осетин, и одни стали жить в РСФСР, а другие – в Грузии.
Коммунисты же придумали эту автономию – Абхазию в Грузии. То же самое устроил в Югославии ученик Сталина (а впоследствии его враг) - Тито. То есть тоже там нарезал границ, как Ленин и Сталин нарезали их здесь.
Так что всем этим безобразиям мы и обязаны товарищам коммунистам, а отнюдь не демократам, которые развалили СССР...
Михаил Маргелов, экс-председатель комитета Совета федерации по международным делам:
«Отсутствие консенсуса на Балканах – это всегда угроза возникновения нового конфликта»
- Косово – это часть Европы. И Россия – часть Европы. Европейцев в первую очередь интересуют европейские дела. Россияне – европейцы, и, соответственно, такая европейская проблема, как Косово, нам не безразлична.
Это многоплановая проблема, и она гораздо сложнее, чем нам ее пытаются представить. Это и создание прецедента по приданию фактической независимости одному из «непризнанных» государств на территории Европы, и осуществляемое при международном водительстве создание еще одного мусульманского государства на европейской территории, и такой прецедент, когда территория, находящаяся под управлением ООН, получает абсолютно новый и доселе неведомый в международном праве статус, который в плане Ахтисаари назывался «больше, чем автономия, меньше, чем независимость».
Если, как мы периодически слышали в Брюсселе, и у косоваров, и у сербов есть «евросоюзовская перспектива», то не проще ли было принять в Евросоюз единое сербское государство, не отчленяя от него Косово и сразу решив тем самым проблемы границ, свободы перемещений, рынков труда, экономики, финансов и т.д.?
И зачем же было создавать некую многоступенчатую структуру при том, что политические силы Сербии и Косово далеки от консенсуса по поводу плана Ахтисаари?
А отсутствие консенсуса на Балканах – это всегда угроза возникновения нового конфликта. Известно, что балканские конфликты длятся либо долго, либо всегда.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции