Аргументы Недели → live

«На глазах всего российского народа мы позволяем убийство русских»

, 19:11 ,

А ведь шесть лет назад в нашей стране царила небывалая эйфория! Режим Саакашвили получил свое, и ходили упорные слухи, что руководство России скоро подвесит Мишу за гениталии. Прошло время, причинное место, судя по всему, у экс-президента Грузии все там же, а Запад затеял новый пожар на постсоветском пространстве. Вопрос: «Есть ли аналогии между теми событиями в Грузии и этими на Украине?»

 

Александр Проханов, писатель:

«Видимо, руководство полагает...»

- Да, ситуация подобная, но аналогий нет, и поведение России в обоих случаях, конечно же, разное. Тогда удар Грузии по нашим людям вызвал ответную военную реакцию: мы ввели туда свои войска и разгромили карателей и агрессоров, а после этого провели быстрые референдумы о независимости этих республик.

А сейчас каратели на юго-востоке Украины вовсю «мочат» русских людей. Идет чудовищное кровопролитие, а наши войска вот уже несколько месяцев стоят на месте и бездействуют, позволяя карателям уничтожать русских. 

На глазах всего российского народа мы позволяем убийство русских, не признавая ДНР и ЛНР и не вводя войска! Вот в этом и заключается вся трагическая разница между войной августа 2008-го года и этой войной.

Что касается, как вы говорите, «тайной стратегии мягкой силы»... На фоне взрывающихся ракет и бомб нет никакой «мягкой силы»! Есть некая сверхосторожность и неуверенность: приведет ли введение войск не к закрытию конфликта, а к его чудовищной эскалации, которая может принять характер большой европейской войны?

Видимо, руководство нашей страны просчитывает все риски и полагает, что сегодня Россия не в состоянии противостоять объединенным силам европейских государств и Америки, то есть НАТО.

Виктор Алкснис, депутат Госдумы III-IV созывов, полковник запаса:

«На своих западных рубежах мы получим агрессивно-враждебную страну»

- Сейчас совершенно другая ситуация. Тогда же мы сначала ввели войска, а потом признали независимость Абхазии и Южной Осетии. А нынешний вариант означает, что мы без оказания военной помощи можем признать республики, Новороссию, и только потом оказывать ей помощь.

Я считаю, что мы допускаем очень серьезную ошибку, и она нам обойдется очень дорого. Если Новороссия потерпит военное поражение и будут ликвидированы Донбасская республика и Луганская республика, то следующим будет Крым. Вся логика ситуации говорит именно об этом!

Я напомню знаменитое высказывание Уинстона Черчилля, который был очень умным человеком. Так вот он говорил, что если страна между позором и войной выбирает позор, то в итоге она получает и позор, и войну. Кстати, Черчилль также говорил, что политика умиротворения агрессора сродни общению с крокодилом в надежде на то, что он съест тебя последним...

И вот сегодня мы умиротворяем Украину. Но все равно рано или поздно Украина будет нас «есть», а именно: ввяжется в безнадежную для нее войну с Россией.

Украине... нет, даже не ей, а Западу, главное, втянуть Россию в войну. Но ведь еще в марте все можно было сделать бескровно и решить все проблемы, в том числе осуществить сухопутный выход на Крым и выход к Приднестровью. Сегодня же все это упущено... И поэтому в недалеком будущем нас ждут очень и очень серьезные неприятности.

Что касается того, что СМИ постоянно употребляют термин «мягкая сила» или пишут, что, мол, ждем зимы, а там все рассосется само собой...  Знаете, я к этому отношусь очень скептически. Понимаете, я сам из Латвии и в свое время про Латвию тоже говорили, мол, вот она отделится и без России там все станет плохо...

Но Латвия живет, и, как это не печально, то же самое будет с Украиной. Просто Западу крайне важно, чтобы на Украине был этот антирусский, антироссийский режим. Его будут всячески подпитывать и не допустят, чтобы он умер. И Украина выживет, но на своих западных и юго-западных рубежах мы получим агрессивно-враждебную страну.

Эта проблема будет очень серьезной для нас. И, к горькому сожалению, это будет во многом благодаря серьезным ошибкам, допущенным руководством России за последние месяцы, то есть начиная с марта...

Да, многие говорят, что у нас есть Крым и что это наше достижение... А вы уверены, что когда Запад начнет нас реально давить за Крым, у нашего руководства хватит мужества и политической воли для того, чтобы не поддаться этому давлению?

Учитывая, что идет такое давление Запада в отношении Новороссии, я в этом не очень уверен. Вдруг кто-то выступит по телевизору и скажет, что ж, мы действительно поспешили, не все так просто, и давайте-ка потихоньку откатываться назад. И у меня нет полной уверенности, что это невозможно...

Но и не надо никаких точечных ударов со стороны России! Дайте ополченцам Донбасса в достаточном количестве тяжелое оружие - в первую очередь артиллерию, противотанковое оружие и средства ПВО! Разрешите нормальное пересечение границы добровольцами из России - и донбассцы сами решат все свои вопросы.

Но, к сожалению, и поставки этого оружия, и тем более добровольцы из России - все это на положении полуудушения. То есть этот кран периодически перекрывается - и, соответственно, ополчение постоянно стоит на грани военного поражения.

Они же не могут ничего противопоставить регулярным войскам, и украинская армия их просто закидает трупами. Что ж, сегодня для Украины это вопрос жизни и смерти, и она будет посылать это пушечное мясо, всех подряд мобилизованных украинцев на верную смерть; то есть, повторяю, она просто завалит трупами ополчение Новороссии!

И все-таки надежда умирает последней! Знаете, я все-таки надеюсь, что до нашего руководства дойдет, что, наконец-то, нужно проявить политическую волю, что отступать просто некуда и нас загнали в угол, в том числе и этими санкциями, и что надо начинать контрнаступление. А для этого у России есть все возможности.

Пока нет только политической воли руководства...

Алексей Арбатов, руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН:

«Негласная, необъявленная ползучая локальная война»

- Конечно, некоторые аналогии есть. Но эти аналогии, прежде всего, на уме у украинских политиков. И не надо далеко ходить и углубляться в историю и географически - за Черное море в Абхазию и Южную Осетию...

У них сейчас Крым - это аналогия, и как знать, если бы ситуация с Крымом повернулась по-иному, может быть, они бы не торопились применить силу против этих двух регионов, которые по аналогии с Крымом тоже себя объявили независимыми республиками.

А вот признать независимость ЛНР и ДНР, как тогда Абхазии и Южной Осетии, и ввести войска, думаю, было бы очень опасно потому, что война на Украине и так уже идет. Это же не то, что вот, обстреляли Цхинвал и двинулись на Цхинвал, а Россия двинулась навстречу...  

Тогда в Южной Осетии нашим главным доводом было то, что погибли наши военнослужащие, миротворцы, и мы имели право их защищать.

На Украине же наших миротворцев не было и нет (хотя, наверное, наши военнослужащие там гибнут, если правильно то, что они переходят через границу и принимают участие в определенных операциях и в руководстве определенными боевыми действиями). Но все это идет закулисно, не открыто, ничего не объявляется, то есть это такая негласная, необъявленная ползучая локальная война.

Если сейчас, уже на этом этапе, после двух с лишним месяцев стрельбы, кровопролития, отступлений, наступлений и т.п. Россия вдруг введет свои войска, то это не приведет к миру, а наоборот, вызовет огромную эскалацию. И надо учитывать, что, конечно, Украина - это не Грузия. Саакашвили очень быстро сдался потому, что понял: еще 3 часа - и русские войска будут в Тбилиси.

Здесь же другая ситуация. Мы столкнемся с другой страной, с населением в 40 с лишним миллионов человек; пойдет огромное ополчение, будет огромная партизанская война. И все-таки какая-никакая, но армия у Украины есть. И тогда Запад безусловно будет оказывать Украине всемерную помощь, правда, за исключением прямого военного вмешательства.

Это будет уже не некая хирургическая операция, которая пресекла бы дальнейшее кровопролитие, а невероятная каша, невероятное болото, в котором увязнут все, и Россия со своей армией в том числе.

Наверное, Россия сможет победить первые эшелоны украинской армии, но что она будет делать дальше - оккупирует эти две самопровозглашенные республики? А у них нет границ, и там начнется партизанская война.  Приедут десятки тысяч добровольцев со всей Украины (особенно с Западной), да и со всего мира туда поедут «солдаты удачи».

Думаю, что и боевики из Сирии в этом случае тоже поедут на Украину, то есть туда бросятся все кому не лень. И это будет таким открытием ящика Пандоры с непредсказуемыми последствиями...

Так что — нет, в данном случае аналогия не работает. В каком-то смысле эта аналогия сработала в Крыму, хотя я не склонен так уж принимать на веру, что там готовилось вторжение украинской армии. Я допускаю, что это было просто обоснование, так сказать, задним числом.

Но кто знает, как бы было дело? История не терпит сослагательного наклонения. И бог его знает, если бы Россия со всеми своими военными контингентами, специалистами, группировками, спецназом и т.д. не действовала так скрытно, активно и негласно, то, может быть, в Крыму развернулась бы настоящая, большая гражданская война... Вот здесь и есть некая аналогия с Южной Осетией. 

Существуют ли аналогии событий в Абхазии и Южной Осетии с событиями в Донбассе? Нет, это очень натянуто, и, прежде всего, потому что на Украине все это дело продолжается уже два месяца. И весь вопрос теперь заключается только в том, чтобы мирным дипломатическим путем прекратить все это.

Россия об этом говорила уже десять раз и пустила к себе на границу (во всяком случае — на некоторые участки границы) наблюдателей ОБСЕ. Но потом был сбит гражданский самолет. То есть ситуация ушла уже совсем в другую сторону... 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram