Похоже, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев окончательно смирился с тем, что наступило другое время, и заявил, что начинается новая страница развития сельского хозяйства в стране. В СМИ зазвучали бравурные заявления о том, что теперь мы не будем потреблять импортную "химию", а начнем трескать только свое, что для нашего производителя наконец-то настал звездный час... Вопрос: «А какого же ...я (рожна - Ред.) у нас не делали это лет 5-7 назад!?»
Юрий Болдырев, публицист, экономист, зампред Счетной палаты РФ (1995-2000 гг.):
«Мы не менее, чем в еде, зависимы и в семенах...»
- Наша власть довольно неуклюже балансирует в ситуации, когда уже давно очевидно, что с Западом договориться просто невозможно. И тем не менее, предпринимаются неловкие попытки спустить на тормозах то глобальное противостояние, которое обусловлено совершенно объективными факторами и которое спустить на тормозах уже не удастся.
Я был членом оргкомитета «Стоп-ВТО!», и мы выступали за то, чтобы, во-первых, без референдума невозможна была бы подобная утрата суверенитета, и, во-вторых, чтобы невозможно было вообще присоединение к соглашениям, которых в принципе нет на русском языке! И так далее.
Но надо все понимать правильно. Когда-то нынешний президент Путин сделал весьма откровенное заявление, которое звучало очень строго: мол, мы спросим с тех, с кого надо (это было еще до окончательного присоединения к ВТО)!..
Это прозвучало примерно так, что надо вообще разобраться, кто и на каком основании в одностороннем порядке привел таможенные условия торговли России (то есть вскрытие российских рынков — я перевожу на русский язык) в соответствие с нормами ВТО. Подчеркиваю: в одностороннем порядке задолго до присоединения к ВТО.
С учетом того, что все это было сделано в одностороннем порядке и задолго до присоединения, то само присоединение к ВТО, разумеется, уже не нанесло нам одномоментного катастрофического ущерба.
Катастрофический ущерб нанесла вся предшествовавшая политика движения в ВТО, в том числе — односторонняя сдача своих рынков. Присоединение же к ВТО лишь зафиксировало невозможность радикального поворота назад.
Радикальный поворот не назад, а вперед, к развитию возможен теперь лишь как революционный, признающий присоединение к ВТО акцией коррупционной и антинациональной! И не потому что нам хочется крови, а потому что это механизмы, которые должны вывести Россию из режима различных компенсаций и требований компенсаций со стороны тех, кто будет недоволен нашим выходом из ВТО.
Поймите правильно: когда я сейчас говорю о революционных преобразованиях, то имею в виду преобразования не столь же кровавые, а со столь же радикальным разрывом в преемственности с прежней экономической и социальной политикой.
Конечно, Россия имеет возможность обеспечить товарное производство того, что является лучшим, вкусным и привычным с детства. Но для этого нужна радикально иная экономическая политика.
И еще. Когда у нас говорят о санкциях со стороны Запада, как-то замалчивают вопрос о семенах. А ведь мы не менее, чем в еде, зависимы и в семенах. Более того, те государства, которые будут нам сейчас поставлять еду вместо западных стран, зачастую сами весьма и весьма зависимы от Запада в семенах. Потому что держание в зависимости через семенной фонд - это один из инструментов управления всем миром со стороны Запада. Это очень и очень серьезный вопрос.
Что касается того, что у нас могут быть свои семена, то для этого надо, чтобы не разгоняли Академию наук, а, наоборот, всерьез вкладывались в нее, создавая там механизмы истинного самоуправления.
Да, возможно развитие в стране, в которой авторитарный и антидемократический режим, но в которой есть некоторые основы внутренней демократии в научных сообществах. То есть в такой стране возможно научно-технологическое развитие.
В стране же, где на фасаде - видимость демократии, а научное сообщество зажимается уж совсем неприлично и подводится под управление, под специальный орган, управляющий не научными разработками, а недвижимостью Академии наук, - в такой стране научно-технологическое развитие, в том числе и семеноводство - под большим вопросом...
Михаил Леонтьев, публицист, ведущий телепрограммы «Однако»:
«Мы способны действовать только в вынужденных обстоятельствах»
- К сожалению, наша система выстроена так, что мы способны действовать только в вынужденных обстоятельствах. Именно поэтому нам надо благодарить наших западных братьев за принуждение нас к разумной экономической политике.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:
«Надо думать о своем производстве, а не о том, как накормить чужого фермера»
- У нас абсолютно нет ясной и продуманной стратегии в том, что касается аграрного сектора. Уже в течение десяти лет я выступаю с требованиями того, чтобы от расходной части бюджета минимум 10-12 процентов тратили на аграрный сектор. Тогда есть надежда, что у нас будет более или менее развитое село.
Советская страна тратила на аграриев 20%, американцы сегодня тратят 24%, а Европа — треть бюджета. Мы же выделяли всего 1 процент и в результате отдали свой рынок продовольствия иностранцам, а 41 миллион гектаров зарос бурьяном и лопухами! А вот сейчас, когда прижали, тут и вспомнили об этом.
Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло! Сегодня мы вынуждены повернуться лицом к своему крестьянину и товаропроизводителю. А ведь надо это делать не по нужде, а по доброй воле, максимально развивая отечественное производство.
Нынешнее правительство не в состоянии решать серьезные вопросы ни в области сельского хозяйства, ни в вопросах промышленности, ни в социальной сфере, ни в науке... Это три самых слабых блока в правительстве, и Путину их в любом случае придется менять и укреплять, иначе мы не выполним в том числе и свои международные обязательства.
Эти преобразования возможно было начинать не 5-7, а и 10 лет тому назад! Ну, сидел Кудрин, который ни фига не понимал и не понимает в сельском хозяйстве... У нас кассир на кассе определяет политику - и промышленную, и аграрную, что абсолютно не нормально!
Похоже, что теперь все-таки начнут стараться. Ну, посмотрим, вот сейчас принесут бюджет на ближайшие три года, и там все и будет видно. Пока же - все больше слова.
Конечно, «спасибо» нашим «заокеанским партнерам» говорить не надо, да и дело не в «спасибо», но, по крайней мере, нас начинают учить, что надо думать о своем производстве, а не о том, как накормить чужого фермера.
Западу давно пора понять, что за сто лет было шесть циклов санкций, и всегда была одна закономерность: после каждого цикла мы становились сильнее и умнее. Я думаю, и в этот раз будет так же.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции