Говорят, Петя Порошенко опять вошел в крутой запой. Не мерещатся ли ему сквозь хмельной туман убитые дети Юго--Востока? А Запад и трезвый хуже пьяного - ничего не видит! Вопрос: "Кому может помочь Запад?"
Алексей Арбатов, руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН:
"То один город взяли, то оставили, то хотели окружить, то сами попали в окружение..."
- Что ж, Запад не просто так применяет санкции против России. Они говорят, что мы ведем на Украине необъявленную войну, помогаем повстанцам, переправляем оружие, что там работают наши военные специалисты, которые руководят боевыми операциями, а наши добровольцы все время переходят через границу.
Путин говорит, что ничего этого нет и что мы сочувствуем и пропагандистски поддерживаем Юго-Восток Украины, но не принимаем прямого участия в военных действиях. Самым простым ответом России, пожалуй, было бы то, что на всех КПП вдоль границы с нашей стороны появились наблюдатели ОБСЕ, которые бы удостоверились: через границу со стороны России в Украину ничего не идет.
Да, оттуда идут беженцы, а отсюда — ничего, ни военнослужащие, ни оружие... Вот вам и ответ. Кстати говоря, мы уже сделали первый шаг и ввели контингент ОБСЕ на некоторых участках нашей границы, предоставив им помощь и содействие.
И этот шаг уже повлиял на ситуацию: по-моему, дней пять назад выступили и Обама, и Керри и сказали, что между нашими странами нет «холодной войны» и что все вопросы надо решать дипломатическим путем, оставлять открытыми контакты, договариваться и что вообще нужно вернуть отношения к исходной точке, то есть снять санкции и снова налаживать наше сотрудничество. И обратите внимание: ни слова про Крым...
Я думаю, что мы действуем достаточно осторожно, но все же допускаю, что делаем не все возможное для того, чтобы прекратить там войну и добиться мирного урегулирования...
Так что со стороны России эта инициатива с наблюдателями ОБСЕ была очень правильным, эффективным и эффектным шагом!
И России сейчас надо так и продолжать эту линию с тем, что мы тогда сняли бы с себя все обвинения, а Европа моментально воспользовалась этим и сказала: "А зачем же вводить против России санкции? Россия через границу никого не переправляет, и почему же вы из Вашингтона давите на нас какими-то санкциями? У вас там обиды и принципы, а у нас с Россией реальные и прагматичные отношения!"
То есть наблюдательные контингенты ОБСЕ вдоль границы с Россией просто необходимы. Но Порошенко просит у Запада новое оружие, поскольку чувствует, что украинская армия — сухопутные войска, бронетанковая техника, артиллерия и т.п. плюс национальная гвардия - это же сборище, так сказать, энтузиастов и активистов-националистов, которые ничего не могут сделать.
На Украине сейчас идет какая-то затяжная, ползучая, очаговая война: то один город взяли, то один город оставили, то там хотели окружить, то сами попали в окружение...
Вот Порошенко и думает, что за счет технического переоснащения они смогут решить какие-то проблемы. Это ошибка! Техническое переоснащение здесь ничего не может решить.
Что касается Запада, то Запад ни в коем случае ничего ему не выделит - ни в части ударных систем оружия, ни в части информационно управляющих систем и т.п.
А вот если прекратится огонь и туда будут введены миротворческие наблюдательные контингенты... Что касается введения войск - это отдельная тема; то есть их - в места боевого соприкосновения...
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
"Разгром украинской группировки и должны совершить вооруженные силы Новороссии"
- Если бы наблюдатели ОБСЕ расположились на участках российско-украинской границы, это бы до предела уменьшило те провокации, которые идут со стороны украинских военных (я имею в виду обстрелы российской территории). Безусловно, в этом случае мы могли бы говорить о том, что фактов обстрела российских территории украинскими силовиками стало бы гораздо меньше.
Конечно, Россия в данном случае может прекратить конфликт силовыми методами. Но ведь стоит задача деэскалации конфликта именно политическими методами.
И вот как раз здесь ОБСЕ могла бы фиксировать, скажем, факты военных преступлений со стороны украинской армии для того, чтобы существенным образом повлиять на ситуацию и обеспечить безопасность на российских участках территорий, примыкающих к границе с Украиной.
Что касается каких-то аналогий с признанием или непризнанием в 2008 году независимости Южной Осетии, - и в 2014 году - ДНР и ЛНР, то это вопрос политического решения. Пока я думаю, мы находимся в стадии осмысления того, что нужно и можно делать. Тем более, что в первую очередь нам необходимо оказать именно финансово-экономическую и военно-техническую помощь Новороссии.
Я уверен, что сейчас нужно создать условия для того чтобы ЛНР и ДНР могли стать самостоятельным переговорным субъектом с Украиной. Правда, для этого необходим военный разгром украинской группировки... Этот разгром и должны совершить вооруженные силы Новороссии.
Поэтому нашей задачей является их максимальное укрепление для того, чтобы создать условия для переговоров. Условием для переговоров может быть только один фактор: военный разгром украинских войск.
Что касается расхожего тезиса о том, что Россия ждет зимы, то я думаю, не надо ее ждать. Потому что так мы можем ждать очень долго, и все это закончится ничем.
Россия должна занимать совершенно и очевидно активную позицию по украинскому кризису; так же мы должны готовиться и к худшим сценариям.
Худший сценарий - это то, что на Украине либо уже осенью, либо зимой в том или ином виде фактически может быть введена диктатура. Поэтому сидеть и ждать, что, дескать, Украина развалится естественным путем, абсолютно не приходится.
Надо сейчас укреплять потенциал Новороссии, создавать условия для того, чтобы помимо Донецка и Луганска в это новое государство могли присоединиться все те пророссийски настроенные области Юго-восточной Украины.
А вот ввод российских войск только возбудит США и Запад в их желании вводить против нас крайне жесткие экономические санкции. Учитывая развитие ситуации, думаю, что ввод российских войск на юго-восток Украины на сегодня - это крайний и весьма маловероятный сценарий.
Сергей Марков, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:
"Будущее сейчас решается не на дипломатических площадках, а в боях на Донбассе"
- Думаю, что размещение наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе без прекращения огня Киевом на Донбассе (что Россия требовала раньше) будет рассматриваться и США, и Европой, да и остальными как проявление слабости России из-за страха санкций.
На мой взгляд, после этого решения России только увеличится желание американцев и Европы усилить на нас санкционное давление. И США, и ЕС после этого решения будут больше уверены в том, что нет необходимости идти с Россией на какой-то компромисс, поскольку есть шанс полной победы.
То есть, теперь они уверены, что можно не идти навстречу российским требованиям, потому что Россия все равно уступит. Да, у России есть больше взаимодействия с новым руководством ОБСЕ, но если ОБСЕ скажет что-то подтверждающее позицию России, то и США, и ЕС его просто проигнорируют.
Что ж, будущее сейчас решается не на дипломатических площадках, а в боях на Донбассе. Кто победит, тот и будет прав.
Кстати, на Украине понемногу начинается партизанская война против американских советников, которых рассматривают как оккупантов, несущих прямую ответственность за гибель людей в гражданской войне.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции