Ровно 30 лет назад Светлана Савицкая вышла в открытый космос с борта орбитальной станции "Салют-7" и стала первой в мире женщиной-космонавтом, сделавшей это. Вопрос: "Женщина-космонавт - это друг человека? Рентабелен ли теперь космос?"
Алексей Леонов, летчик космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор запаса:
"Савицкая пошла туда, где человек уже побывал"
- Я проложил Савицкой дорогу. Она пошла туда, где человек уже побывал. А кто это - женщина или мужчина... знаете, какой пол - это тут, по-моему, уже не имеет никакого значения.
Она блестяще выполнила все работы, которые требовались, и находилась в космосе несколько часов. Необходимо было провести сварку снаружи корабля, что и было сделано Савицкой и Володей Джанибековым. Нужно было знать эту технологию для создания будущих конструкций на космической орбите.
Вот мы сейчас и имеем МКС объемом 2 тыс. кубов! Это самая умная динамичная и дорогостоящая машина, созданная человеком, и управляют этой машиной наши ребята! У нее только солнечных батарей на 1,5 гектара! В этой МКС 5 наших модулей, а шестой еще не запустили. Модулей США там шесть, а седьмой - европейский.
Это же самая удивительная лаборатория, в которой работают люди, и для них там нет политики. Вот если бы политики работали так же, как космонавты, то никогда ни с кем не было бы никаких проблем.
Например, все, что сейчас мы имеем по геологии, все эти нефтеносные провинции - так это тоже получено посредством космоса. Геологам понадобились бы столетия для того, чтобы пройти тысячи квадратных километров! А из космоса за сутки можно снять все, что нужно, и сказать, где и что есть. Вот мы и имеем сейчас и нефть, и газ, а без космоса не имели бы ничего!
Что касается "окупаемости", то если бы не космос, то ты со мной бы сейчас не разговаривал по сотовому телефону. Мы разговаривали бы в трубку по проводам. Даже только с этой позиции, по-моему, стоит задуматься о космосе!
Именно благодаря космосу каждый не ленивый человек сейчас имеет сотовый телефон, и одно это уже говорит о высочайшей рентабельности того, что было сделано нами.
Самая последняя официальная цифра, в которую нам обошелся космос в 1986 году, - это 8,6 млрд. тогдашних советских рублей. И это в то время, когда на мелиорацию мы тратили аж 35 миллиардов. А что делала эта мелиорация - гробила поля, и ничего не получалось! Только за счет отвратительного хранения мяса мы теряли сумму в год больше, чем тратили на освоение космоса.
А ведь сейчас все навигационные системы стоят не только на кораблях и самолетах, но даже и на "Жигулях"! И это тоже благодаря космосу.
А вот когда руководящие органы страны плохо относятся к космической отрасли, так это самая настоящая катастрофа!..
Игорь Волк, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса:
"У меня нет оптимистического взгляда на наш космос"
- О рентабельности космоса лучше спрашивать у нашего Министерства финансов. Я считаю, что он не рентабелен, а как считает это ведомство...
Посмотри, сколько у нас ракет упало, сколько спутников не вышло на орбиту... И откуда тут могут быть доходы? Об этом надо спрашивать не у космонавтов, а у людей из Минфина, контролирующих деньги.
У меня нет оптимистического взгляда на наш космос. Ведь идет последовательное уничтожение всей инфраструктуры и промышленности. Все начиналось с ГУПов, потом уничтожили КБ и вместо них сделали корпорации. Следующий шаг - уничтожение за 3 дня РАН РФ. И откуда тут у меня может взяться оптимизм?
Что касается Савицкой, то о ней я говорить не хочу. Просто не хочется грубить. Ничего хорошего про нее я сказать не смогу.
Мартин Шаккум, депутат Госдумы, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:
"Наша страна получила гораздо больше, и это не сопоставимо с затратами..."
- Конечно, я не смогу назвать конкретные цифры, но если перевести в сегодняшние цены, то на космос были потрачены многие сотни миллиардов рублей.
Наша страна получила гораздо больше, и это не сопоставимо с теми затратами, которые мы понесли. Это и новые технологии (потому что была масса технологий двойного назначения), и признание нас на мировой арене как одной из двух ведущих космических держав (мы всегда были то первыми, то вторыми, и в двойку ведущих космических держав входили всегда, что чрезвычайно важно).
Мы также получили массу данных для развития как фундаментальной, так и прикладной науки. Да мало ли...
Николай Рыжков, член Совета федерации, председатель Совета министров СССР (1985-1990 гг.):
"Но ведь были и громадные достижения..."
- Если бы космосом занимались один-два института или КБ, то еще можно было бы говорить о каких-то конкретных цифрах, а так это физически подсчитать просто невозможно!
Ведь в этом была задействована вся страна – тысячи институтов, академия, многие производства, заводы… Да, это были огромнейшие затраты, которые, кстати, понесли не только мы, но и многие страны. Но ведь были и громадные достижения, значительно перекрывающие затраченное!
Если бы сегодня не было спутников, был бы тогда тот же Интернет? А какая связь была тогда... Сейчас же по сотовой связи можно связаться друг с другом практически в любой точке мира.
Что касается бюджетных денег на космос, то... назовите мне хоть бы одну отрасль в любой стране, руководители которой не поглядывали бы в сторону бюджета? Всем мало – и селу, и металлургии, и нанотехнологиям. И все правы. Вот, например, академическая наука без государства вообще не в состоянии что-то сделать. Одно дело – прикладные науки, когда, скажем, какая-то фирма что-то изобрела, и совсем другое – прорывы, например, те же нанотехнологии или космос.
И какая же частная фирма может осилить такие глобальные направления? Главное, конечно, чтобы бюджетные деньги давали отдачу.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции