Президент России Владимир Путин поручил правительству до конца текущего года разработать единую систему мониторинга межнациональных отношений и предупреждения этнических конфликтов. Напоминаем, что Путин обратил внимание на необходимость усилить профилактику экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений. Вопрос: «Ребята, давайте жить дружно?»
Аркадий Арканов, писатель, драматург, сатирик:
«В разные времена это окрашивалось в разные цвета»
- Помню, еще в советские времена про РСФСР было сказано, что она «первая среди равных». Что ж, так и существовало понятие «основная национальность», что давало определенным слоям населения возможность чувствовать себя выше других...
Ни для кого не является секретом то, что национальный вопрос существовал и существует в России всегда. Это всегда было свойственно нашей стране, правда, в разные времена это окрашивалось в разные цвета.
Это было всегда, но главный вопрос заключается в том, что нельзя дать этому вспыхнуть.
Анатолий Лукьянов, председатель Верховного Совета СССР последнего созыва (1990-1991 гг.), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации:
«Националистические настроения гасились достаточно быстро»
- При советской власти националистические настроения гасились достаточно быстро, а столкновения на этой почве были практически невозможны.
В наше время нездоровые элементы появились прежде всего из-за того, что народ атомизирован и господствует интерес к частной собственности. На этой базе у любого народа вырастают аппетиты, которые и были у частных собственников. А частная собственность всегда разъединяет людей…
Александр Филиппенко, народный артист России:
«А если ты двоечник или троечник, работающий в руководстве…»
- С помощью умной пропаганды, по-моему, можно избегать конфликтов на национальной почве. Должна быть пропаганда всего – идеологии, разъяснения и воспитания. И только у власти в руках есть такой мощный инструмент, как пропаганда.
Единственное оправдание, что скорости развития сегодня такие стремительные, что некоторые люди просто не успевают реагировать. А если ты двоечник или троечник, работающий в руководстве, то надо найти смелость признаться в этом и оставить свой пост.
Не успеваешь – уходи из власти! Только власть за все отвечает, как капитан на корабле.
Татьяна Полякова, писательница:
«В отличие от той же Франции, у нас есть шанс жить спокойно»
- Еще не так давно, по крайней мере, на моем веку, межнациональный вопрос вообще не стоял. Исходя из своего житейского опыта, я не помню, чтобы лет 25 назад что-то такое вообще было.
Хотя, конечно, какое-то недовольство, безусловно, присутствовало, скажем, теми же самыми торговцами с рынка. Однако это недовольство не приобретало каких-то масштабов, наверное, потому, что материально мы жили, можно сказать, одинаково.
Думаю, что все упирается в то, что в материальном плане сейчас существует колоссальное различие между людьми, а жуткая и беспросветная бедность, особенно в регионах, во многом и провоцирует эти национальные вопросы.
Все люди в мире устроены так, и не только россияне. Наверное, всегда проще найти «врага», пришедшего со стороны, а не у себя любимого. По такому банальному принципу и действуют: не такой, как мы, значит - плохой, значит - враг! Но все-таки я считаю, в отличие, скажем, от той же Франции, у нас есть шанс жить спокойно.
Александр Адабашьян, режиссер, кинодраматург, заслуженный художник РФ:
«Иду по улице – ничего, еду в машине – тоже ничего»
-Не знаю, насколько все это преувеличено или преуменьшено, но раз на этой почве что-то появляется, значит, проблема существует.
Думаю, в России национальный вопрос существует, но на бытовом уровне все нормально: иду по улице – ничего, еду в машине – тоже ничего. Но речь-то ведь не об этом идет, хотя, может быть, из бытового и складывается общий уровень…
Владимир Катренко, член Национального антитеррористического комитета, аудитор Счетной палаты РФ, бывший заместитель председателя Госдумы (2004-2007 гг.):
«Страны, которые, объявляя себя толерантными, фактически демонстрируют другие качества...»
- Национальный фактор в России нуждается в более внимательном к себе отношении. Думаю, что буду не одиноким, если скажу, что в области национальной политики нам надо быть более последовательными и меньше походить на те страны, которые, объявляя себя толерантными, фактически демонстрируют другие качества...
Сергей Катанандов, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, глава Республики Карелия (2002-2010 гг.), кандидат философских наук:
«Межнациональные отношения заметили тогда, когда появилась кровь»
- Тогда в кондопожском случае все началось с бытового конфликта, но межнациональные отношения заметили тогда, когда появилась кровь. Что ж, конфликтная ситуация тогда назревала давно и не на пустом месте.
Власть – милиция, местное самоуправление не могли не знать о растущих проблемах между коренными жителями и приезжими, и рано или поздно это должно было во что-то вылиться…
Но власть имеет рычаги (в том числе и силовые) и должна действовать в рамках закона. Тогда в Кондопоге мы справились с ситуацией, взяли ее под контроль и не позволили разыграться конфликту на национальной почве.
Александр Рукавишников, скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник России:
«Когда произошло первое незаслуженное убийство, Бог уже отвернулся от людей»
- После того, как Каин убил Авеля, на тему национализма и всей мерзости человеческих взаимоотношений в принципе можно не разговаривать, потому что разбираться в этом морализме - кто кого хуже, кто первый начал и кто более жестокий – недостойно философов, поэтов, художников…
Когда произошло первое незаслуженное убийство, Бог уже отвернулся от людей.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции