Аргументы Недели → live

«Включение в список запрещенных к въезду стало предметом моды и ревности»

, 17:28 ,

Запад и, прежде всего, США продолжают показывать свою сущность и мелко пакостить, то есть «учить жизни» Россию и конкретных лиц посредством неких санкций. Специально для  «АН» на вопрос: «Эти санкции сильно вредят?» отвечают...

 

Константин Затулин, директор Института стран СНГ:

«Не могу сказать, что все из них спокойно выдерживают это испытание...»

- Что касается рядового населения, то, безусловно, эти санкции не ощутимы для наших граждан. Но ощутимы проблемы, связанные с развитием экономики, и ощутим рост цен. Однако эти проблемы существовали бы, вне   сомнения, и без всяких санкций.

Что касается политической и экономической элиты, то здесь несколько иная ситуация. Собственно, вся идеология этих санкций как раз и состоит в том, чтобы повлиять на людей, принимающих решения, и я не могу сказать, что все из них спокойно выдерживают это испытание...

Хотя в целом включение в список запрещенных к въезду в те или иные страны, в США или  Евросоюз, даже стало предметом моды и ревности среди чиновников и бизнесменов.

Многие даже щеголяют своим участием в этом списке и задаются вопросами, а почему кто-то в этот список не вошел, кто-то должен был войти и т.д. То есть, в среде российского политического и экономического класса это стало почвой для таких больших и малых разборок, мифов.

Но если говорить серьезно, то, конечно, есть далеко идущие последствия. Собственно, мы с вами и являемся свидетелями этого, например, сегодня мы видим усилия руководства России по переориентации связей с Запада на Восток.  Визит президента России Владимира Путина в Китай лишний раз доказывает это как возможность, так и пределы такого сотрудничества и такой переориентации.

Очевидно, что и существуют, и возникают, и будут возникать проблемы в высокотехнологичных областях, где сейчас и российские, и американские специалисты проявляют виртуозные способности к маневрированию для того, чтобы, подделываясь под общую моду, тем не менее, сохранить какую-то форму кооперации.

Например, в том, что касается развития нашей космической отрасли, где, как известно, американцы находятся сейчас в определенной зависимости от России, связанной с тем, что никаких средств доставки астронавтов на международную космическую станцию, кроме как кораблей «Союз», находящихся в распоряжении России, у американцев нет. Отсюда и эта известная фраза Рогозина о батуте...

И одновременно с этим в силу внутренней конкуренции в Соединенных Штатах одни компании, сотрудничающие с Россией, борются с другими компаниями, которые хотят отвоевать их долю рынка и настаивают на санкциях вопреки, быть может, текущим космическим программам НАСА.

Вот такая сложная ситуация. И она сложная даже не столько для России, сколько, в том числе, и для самих Соединенных Штатов. Это лишняя демонстрация того, что любые санкции всегда обоюдоостры.

Но следует ли считать, что санкции наносят России существенный ущерб? Нет, санкции не наносят России существенного ущерба, но они закладывают определенные тенденции как в инвестиционные программы, так и в атмосферу, которая возникает в экономическом сотрудничестве. Ведь трудно полагаться на партнеров, которые оказываются уязвимы из-за решений своих правительств и в силу этого не могут выполнить своих обязательств.

Обращаю ваше внимание, например, на историю с «Мистралем», который французы, по одной версии, собираются поставлять, а по другой версии, под влиянием и давлением США на сегодняшний день заняли неопределенную позицию.

Им, конечно, выгодно поставить «Мистрали», но они побаиваются Соединенных Штатов. Поэтому в устах президента Франции Олланда поставка «Мистралей» уже не выглядит таким решенным вопросом, как, скажем, в устах министра иностранных дел Лорана Фабиуса, ездившего в Соединенные Штаты.

Что ж, существует психологическое влияние санкций на неустойчивые души, на не национализированную часть нашей политической и экономической элиты, поскольку есть люди, которые остро переживают невозможность для себя и своих близких бывать в каких-то там странах, остро переживают ограничения, связанные со своим бизнесом, и т.д. 

Это как раз та часть нашей элиты, которая выросла за 20 лет и завязана на контакты с Западом. Она-то создает и распространяет всякого рода панические слухи и ощущения Апокалипсиса. Естественно, в этом вопросе она волей-неволей сотрудничает с той частью нашей оппозиции (прежде всего, непарламентской), которая в любом шаге власти, в том числе и в украинском кризисе, видит вину, и которая борется с Путиным любыми средствами, в том числе и объединяясь с теми, кто для России и устраивает санкции.

То есть, никаких реально ущербных для России действий предпринять просто невозможно, за исключением психологического и материального воздействия на ту часть нашей элиты, которая держит счета за рубежом, которых могут ограничить в поездках, например, расширив список Магнитского. Но список Магнитского, я думаю, был некой прививкой и на жизни людей России он не сказался.

Естественно, мы бы не хотели никаких санкций, но эти санкции, которые сейчас бурно обсуждаются в западных СМИ, на наш взгляд, просто бессмысленны. Но они важны и для самого Запада, поскольку замораживание наших активов повлечет за собой замораживание наших долгов, а они равновелики...

Сергей Доренко, главный редактор радиостанции «Говорит Москва»:

«США ведут себя просто по-хулигански»

- По-моему, мешают не столько некие санкции, сколько дух враждебности. То есть, сами по себе санкции технически, может быть, и не работают, а вот дух враждебности, дух агрессии, высокомерия и непонимания, который проявляют США, безусловно, мешает.

Соединенные Штаты декларируют и ощущают себя единственной супердержавой в мире, а ведут себя просто по-хулигански.

А ведь это абсолютно характеризует наших «партнеров». Их конечная цель – это уничтожение России. Они же себя и ведут именно так: никакого конструктива, никаких попыток понять, и нет абсолютно никакого желания партнерства.

В сущности, люди заняты абсолютной деструкцией. Что ж, это обидно и это очень плохо…  

Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам, доктор экономических наук:

«Они говорят: вот мы тут наказываем этих  русских…»

- То, что называется санкциями, имеет законную силу только в том случае, если принимается либо Организацией Объединенных Наций, либо другими подобными органами, а потом должно быть одобрено Советом Безопасности ООН. То есть, только тогда это имеет категорию международных санкций.

То, что применяется сегодня, это решения разных стран и объединений этих стран. Что ж, они там, на своей территории, конечно, вправе принимать какие-то ограничения, и это всегда делалось, правда, не всегда – с таким шумом.

У нас, например, есть парламентарии, которым и раньше нельзя было въехать, скажем, в Канаду потому, что они служили в органах государственной безопасности. Так что то, что сегодня делает Запад, это, во-первых, большой пиар по отношению к своей собственной внутренней аудитории. То есть, они говорят: вот мы тут наказываем этих русских…

Во-вторых, те же американцы активно используют эту тему для того, чтобы снизить степень кооперации между Россией и Европейским союзом и тем самым ослабить обе стороны.

То есть, для американцев такой санкционный подход намного выгодней, чем для Евросоюза. Для ЕС он вообще убыточен: при любых обстоятельствах, какие бы санкции (экономические и даже политические) ни допускались в отношении России, для Европейского союза, это, конечно, большой минус.

В этой связи возникает еще один вопрос: для кого больше этот минус - для нас или для ЕС? Ведь есть сектора экономики, где это очевидно больший минус именно для Европейского союза, чем для России. Нам, конечно, это тоже не доставляет удовольствия, и мы имеем очевидный ущерб, но ведь Россия - это не какая-нибудь маленькая страна, зажатая между тремя великими гигантами…

Россия - это, как все мы помним, одна шестая часть суши, и у нас почти два десятка стран-соседей. Кстати, и Соединенные Штаты – это наш сосед, и Китай тоже наш сосед, и Финляндия - наш сосед, а это очень разные страны.

Около 40 процентов природных ресурсов планеты находятся именно в России, и это при том, что у нас всего 2 процента населения Земли… Так что с таким объемом наших возможностей рассчитывать на то, что санкции будут иметь какое-то катастрофическое значение для нашей страны, - это просто верх дилетантского подхода!

Но там, конечно, сидят не дилетанты, и они решают свои задачи. Как раз одной из этих внутриполитических задач и является то, что через санкции тот же Обама пытается показать, что он такой крутой руководитель, и все «демократы» там тоже такие крутые, как и их руководители.

А что касается этих торгово-экономических войн, так это лучший способ ослабить и Россию, и страны Европейского союза как потенциальных экономических конкурентов американцев на этом направлении.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

«Совсем не стыдно пострадать за свою страну, за Россию...»

- Запад будет всячески маневрировать, но не откажется от санкций по отношению к России. По сути, Запад так сможет сохранить лицо. Ведь вся эта радикальная риторика настолько однозначна, что они просто не смогут отступить назад.

А вот те санкции, которые может ввести Евросоюз против России, конечно, не смогут значительно повредить экономике нашей страны. Думаю, что больше всего от них пострадают сами европейские страны - Германия, Франция и Италия...

Что касается персональных санкций, то, конечно, они не очень-то приятны для тех, кто попал под них. Однако все мы прекрасно понимаем, о чем здесь идет речь. По-моему, совсем не стыдно пострадать за свою страну, за Россию...

Анатолий Трушкин, писатель-сатирик:

«Раз уж мы ввязались, то нам надо стоять на своем!»

- Никаких санкций я не ощущаю. Знаете, если бы были, скажем, какие-то поощрительные санкции, то я бы с удовольствием их ощутил, - так ведь нет!.. А причина здесь такова, что они тонут где-то там, на чиновничьем верху.

Да и слава богу, что эти санкции не доходят до нас! Правда, присутствует некий полуиспуг: а чем же все это кончится?

То ли идет какая-то игра, то ли демонстрация силы и попытка унизить: дескать, мы вас наказываем за то, что вы провинились, а мы стоим выше вас…  

Нет, по жизни от этих санкций я ничего не ощущаю. Но вот есть некий неуют от этих ссор, которые больше похожи на лай...  

Что ж, идет информационная война, и я не знаю, кого она больше затронет. Но раз уж мы ввязались, то нам надо стоять на своем! В общем-то, наше дело правое – хотя бы по отношению к Крыму, а дальше будем ждать, что получится…

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram