Вчера в Кремле президент РФ Владимир Путин, председатель Госсовета, парламента Крыма Владимир Константинов, премьер Крыма Сергей Аксенов и уполномоченный города Севастополя Алексей Чалый подписали договор о принятии Крыма, включая Севастополь, в состав России. Свидетелем того, как вершится история, была зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор полиции ТАТЬЯНА МОСКАЛЬКОВА:
«Люди еще долго не расходились, обнимались, фотографировали друг друга…»
- Все годы своего депутатства и каждый год, когда было Послание президента Федеральному собранию, мы присутствовали всем корпусом парламента верхней и нижней палаты в Георгиевском зале Кремля, но никогда в жизни там не было такой атмосферы, когда все люди поздравляют друг друга с праздником, улыбаются, радуются и т.п.!
И действительно, выступление Путина много раз прерывалось не просто овациями, а люди вставали, аплодировали, скандировали... Там присутствовали и крымчане – большая группа депутатов, которые начинали скандировать «Россия, Россия!», - и это подхватывал весь зал. На самом деле такого настроя никогда еще не было.
После подписания договора о вхождении Крыма в Россию, когда сама процедура уже закончилась, люди еще долго не расходились, обнимались, фотографировали друг друга и группами, обменивались рукопожатиями…
«Всего три недели назад они приехали в Госдуму в очень подавленном настроении»
А ведь здесь были и депутаты-крымчане, с которыми всего три недели назад мы встретились впервые, когда Владимир Константинов и три председателя комиссии приехали в Госдуму в очень подавленном настроении.
Им тогда была не понятна позиция России, они не знали, как действовать дальше, на что могут рассчитывать, на какую степень помощи… И когда мы нашей фракцией встречались с ними, то, скажу прямо, все было в очень минорных тонах.
«Крым, мы с вами, мы не дадим вас в обиду и будем поддерживать до конца!»
И вот, спустя всего три недели, мы встретились с этими же депутатами. Они говорят, что абсолютно не представляли себе, что за эти три недели возможно было свершить такой вот акт исторической справедливости и действовать так слаженно и четко!
И, конечно, они были в полной эйфории и в каком-то радостном шоке от всего происходящего. Но ведь и тогда, три недели назад, они получили абсолютно четкой ответ: Крым, мы с вами, мы не дадим вас в обиду и будем поддерживать до конца!
«А что, Россия действительно готова нас принять?»
Все знают, что первоначально вопрос, который предполагалось вынести на крымский референдум, озвучивал расширенную автономию в составе Украины. А вот когда депутаты из Крыма приехали к нам, уже изменив вопрос, то с большими сомнениями и недоверием переспрашивали: а что, Россия действительно готова нас принять?
И они получили твердый ответ от всех фракций. Ну и, конечно, локомотивом в этом решении вопроса был Путин. Это же совершенно однозначно: он четко отстроил все позиции и в отношениях с Западом, и во внутрипартийных отношениях, и с Крымом…
«Никто и предположить не мог, что Украина и Россия - это не один народ»
И, конечно, у президента было совершенно потрясающее выступление, которое четко расставило все точки над i. Он показал ретроспективу Крыма, который был в составе России, и то, как совершилась ошибка передачи полуострова в состав Украины, историческая ошибка с нарушением всех правил и законов.
Путин не осуждал то время, но объяснил, почему получилось именно так. Ведь тогда, в составе Советского Союза, никто и предположить не мог, что Украина и Россия - это не один народ.
И когда сегодня мы говорим о вхождении или о включении Крыма в состав России, то мы говорим о воссоединении русского народа, который исторически много времени, долгие десятилетия, столетия был вместе, был связан огромной историей, огромным прошлым путем.
«Он все разложил по полочкам»
Вторая часть его выступления была связана с оценкой западных подходов к этим явлениям с помощью двойных стандартов. Это было очень доходчиво и четко, без какой-то наукообразности, ну, в общем, в стиле Путина. По-моему, он все разложил по полочкам.
Конечно, в Георгиевском зале не было сомневающихся, но мы же постоянно ищем какие-то аргументы потому, что каждому из нас, парламентариев, приходится вести свою дискуссию на международной арене, вступая в контакты с журналистами, имеющими другую точку зрения. Так вот очень важно было услышать от президента эти четкие и понятные аргументы, что, безусловно, придавало больший импульс и понимание всему происходящему.
Я могу сказать абсолютно откровенно, что в зале царила атмосфера восторга, эйфории, уверенности в себе, в том, что мы сильные…
«Попытки ввести некие санкции и ограничения выглядят абсолютно жалкими»
Мы очень долго отступали в разных ситуациях, и, на мой взгляд, была некая отправная точка – это Сирия, когда мы поняли, что мы сильные, что мы можем отстаивать свою точку зрения и побеждать. А попытки ввести некие санкции и ограничения выглядят абсолютно жалкими, особенно на фоне этой объединительной идеи.
Я уверена, что именно Крым сможет консолидировать общество и высоко поднять дух патриотизма. Более того, Крым уже консолидировал общество и поднял дух патриотизма! Защищая своих людей, мы делаем правое дело и в такой ситуации готовы забрать их под свою юрисдикцию, под свое крыло.
Да, мы знаем, что впереди может быть много сложностей. Но у всех есть абсолютнейшая уверенность в том, что трудности преодолимы. У нас достойный капитан корабля и мы идем правильным курсом.
«Они получали страшные эсэмэски, и к ним подсылались фашиствующие элементы с угрозами»
Что касается юго-восточной Украины, то всё, конечно, зависит от активности людей, от выбора их позиции, которая должна получить некую политическую энергию и юридическое оформление. Пример этому – опять же Крым, который, несмотря на все угрозы, шантаж и репрессии, нашел в себе мужество.
Ведь все они получали страшные эсэмэски, и к ним подсылались некие фашиствующие элементы с угрозами. Но они приняли решение, что не хотят быть в составе не той Украины, в которой жили 20 лет, а в составе Украины, которую возглавляют фашиствующие элементы и которая готова рвануть в НАТО.
Но крымчане четко выработали свою политическую волю, что в составе этого государства они жить не хотят. И они абсолютно четко сказали, что хотят быть в составе России и что это их тоже исконная земля, наша Родина.
«Политическая воля, юридически грамотные шаги и взаимодействие с Россией»
Вторая часть решения этого вопроса была чисто юридической, когда они уже провели референдум, на котором присутствовали международные наблюдатели. Причем, международных наблюдателей было даже больше, чем на половине участков.
И все они сказали, что не припомнят из всего своего социального опыта международных наблюдений таких прозрачных и честных выборов, которые прошли в Крыму.
Поэтому все и срослось. Политическая воля, юридически грамотные шаги и взаимодействие с Россией. Абсолютно четко было видно, что Россия не оказывает никакого давления, что она не диктует условия, как это всегда делает Запад. Мы же видели, что не было никакого сценария и все шло от души, от желаний и порыва людей.
«Крымчане действовали очень грамотно, когда организовали отряды самообороны»
Надо сказать, что крымчане действовали очень грамотно, когда организовали отряды самообороны. И Путин совершенно четко сказал, что когда Совет федерации дал разрешение на использование Вооруженных сил, то он не воспользовался этим правом. Да, оно было у президента, но он им не воспользовался именно потому, что не было такой необходимости.
«Но расслабляться не нужно»
В Крыму не прозвучало ни одного выстрела. За это время на территории Крыма не было ни одного конфликта с использованием Вооруженных сил. И это тоже свидетельствует об определенной организации безопасности на этой территории.
Но расслабляться не нужно, и сегодня территориальные органы и Минобороны, и Министерства внутренних дел, и в первую очередь – правоохранительных органов, будут согласно Конституции и нашему законодательству действовать на территории Крыма и Севастополя.
«Мы, конечно, видим, что происходит в Киеве…»
Мы, конечно, видим, что происходит в Киеве, и имеем это в виду, не давая возможности развернуться деструктивным ситуациям у границ России. Но Киев пока сделал свой выбор вот в таком формате… Что ж, это их выбор.
Сегодня мы должны быть готовы к тому, чтобы принять беженцев и тех людей, которые просят политического убежища (ведь это два разных статуса). Сегодня в Государственной думе есть законопроект об упрощенном получении гражданства для украинцев. Что ж, таким образом мы создаем им возможность покинуть опасную для них территорию.
«Наш поезд движется по курсу - Москва-Симферополь-Севастополь и далее без остановок»
Нельзя сказать, что наша позиция сегодня является примиренческой. Последовало огромное количество заявлений, используется весь ресурс дипломатических переговоров и с Евросоюзом, и с США, которые, собственно говоря, и осуществляли этот сценарий на киевской территории.
Поэтому нужно до конца использовать все дипломатические возможности для решения этого вопроса. Ну, а далее есть и экономические рычаги, есть «народная дипломатия». Надо использовать до конца весь инструментарий, не связанный с вооруженными действиями…
Наш поезд движется по курсу - Москва-Симферополь-Севастополь и далее без остановок.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции