Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предложила усилить ответственность за небрежное хранение оружия. Об этом она заявила по итогам совещания в нижней палате парламента с участием представителей силовых министерств и ведомств. Специально для «АН» на вопрос «Оружие спасет нас от вооруженных преступников?» отвечают…
Татьяна Москалькова, зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции:
«Люди не знают, в какое место стрелять, что в человеке уязвимо…»
- Совершенно очевидно, что сегодня нет должного контроля за боеприпасами, что магазины, торгующие оружием, не имеют полномочий проверить достоверность документов, которые покупатели предоставляют при приобретении оружия, поскольку все медицинские справки можно купить на каждом шагу.
Нужно организовать более тщательный надзор за медицинскими учреждениями, выдающими справки, необходимые для получения и продления лицензии. К сожалению, из-за отсутствия подобного контроля психически неуравновешенные и наркозависимые люди предоставляют липовые документы и получают в руки травматические стволы.
Но, на мой взгляд, полный запрет «травматики» не будет эффективен с точки зрения снижения преступности и приведет к росту социального напряжения. Не секрет, что огромное число людей, наоборот, требуют официальной легализации ношения боевого огнестрельного оружия.
Очень широкое распространение получило сегодня оружие самообороны. Сегодня на хранении находятся сотни тысяч стволов, которые относятся к числу травматических, но при этом люди, которые получают право на ношение и применение оружие, не сдают экзамен. Нет такого обязательного правила сдать экзамен; то есть они не умеют его применять, хранить, не знают, в какое место стрелять, что в человеке уязвимо и т.п.
А ведь любой сотрудник правоохранительных органов, прежде чем получить оружие, сначала изучает теорию, а потом проходит практику. Мы каждую неделю в тире проводили отстрел, а раз в три месяца у нас были контрольные стрельбы. То есть, оружие требует очень серьезной подготовки, а сегодня ее, к сожалению, нет, - и это неправильно. Все это и приводит к трагическим случаям.
Очень сложная грань между самообороной (в уголовном кодексе это называется «необходимая оборона» и «крайняя необходимость») и нападением. И если мы хотим разрешить носить оружие людям, то они должны пройти обучение и сдать экзамены.
Александр Гуров, генерал-лейтенант МВД, доктор юридических наук, профессор, депутат Госдумы III-V созывов, член Союза писателей РФ:
«Не знаю ни одного случая, когда “травматика” помогла бы защититься от разбоя или грабежа»
- В тех же США еще не было ни одного случая, когда при массовом убийстве кто-то из простых людей (напоминаю, что там 200 млн. человек имеют оружие) предотвратил бы трагедию. В такой ситуации не имеющий военной подготовки человек вряд ли сможет оперативно и правильное среагировать на происходящее.
Психологическое состояние любого, даже подготовленного человека в тот момент, когда он слышит стрельбу и видит кровь – это, конечно же, шок. Потом он пытается разобраться в ситуации, на что ухолит время. И, допустим, ему удается разобраться, но он должен преодолеть страх. Думаю, что все это не позволяет применить оружие и что-либо предотвратить.
Я всегда был противником продажи гражданам как травматического, так и боевого оружия. Постоянное увеличение числа трагедий подтверждает мою позицию. Я не знаю ни одного случая, когда «травматика» помогла бы защититься от разбоя или грабежа.
Конечно, подобная статистика не ведется, но известны тысячи случаев с незаконным применением таких стволов. Наше общество не готово ни к ношению, ни к хранению подобных смертельно опасных вещей.
Граждане должны требовать от власти и правоохранительных органов обеспечения своей безопасности, - и это прямая обязанность блюстителей порядка.
Франц Клинцевич, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, кандидат психологических наук:
«Многим нашим людям нельзя давать оружие ни под каким видом!»
- Конечно, были случаи (правда, единичные), когда люди, имеющие «травматику», смогли или защититься, или предупредить преступление. Но на самом деле современное травматическое оружие очень опасно, и, например, при попадании из него в глаз, голову возможен смертельный исход, что зачастую и случается.
У нас проблемы с культурой взаимоотношений друг с другом. Многочисленные инциденты с оружием ярко свидетельствуют о том, что многим нашим людям нельзя давать оружие ни под каким видом! А если оно окажется у них в руках, то мы будем иметь огромное количество бед.
Михаил Леонтьев, ведущий телепрограммы «Однако»:
«Ради собственного качества нация должна идти на жертвы»
- Все аргументы по поводу опасности доступа к гражданскому оружию, конечно, имеют право на жизнь, особенно те, которые исходят от профессионалов МВД и других силовых структур. Но есть один более важный аргумент – это качество нашего общества.
Если мы хотим иметь гражданское общество, то обязательно получим его в случае, если у нас в стране будет право на свободное ношение оружия. Другого реального пути я просто не вижу. Более того, мы с неизбежностью получим и качественную полицию. Да, может не сразу, но ради собственного качества нация должна идти на жертвы.
Дело в том, что право на свободное ношение оружия формирует нацию. А почему мы должны иметь народ хуже американцев? Американцы очень страдают от этого, и тем не менее никогда не откажутся от такого права потому, что понимают: гражданская нация формируется в том числе и с помощью того, что ты знаешь, что у любого гражданина за пазухой может быть ствол.
Что касается тех людей, которые не подчиняются закону, то им по определению не нужен законный ствол. У человека, который не склонен соблюдать закон, нет особых проблем, чтобы приобрести его. Но вот законопослушных людей мы лишаем права на ношение оружия.
Михаил Старшинов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей, кандидат юридических наук:
«Мы видим, что из этого оружия стреляют, калечат, убивают и т.д.»
- Посмотрите, мы пытаемся как-то регламентировать травматическое оружие и то, что надо принести какие-то минимальные разрешительные документы при его приобретении. А что получается в сухом остатке? К сожалению, мы видим, что из этого оружия стреляют, калечат, убивают и т.д.
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета федерации по социальной политике, депутат Госдумы II-V созывов:
«Оружие должно быть только у специалистов»
- Честно говоря, у нас были надежды, что в стране приживется некий философский подход: если ты можешь оказать такое же сопротивление по отношению к вооруженному преступнику, это его остановит. К сожалению, реальность показала, что такой подход приводит лишь к бесконтрольному хождению оружия и разнузданности.
Поэтому я считаю, надо принимать меры по сокращению оборота всех видов оружия. Оно должно быть только у специалистов. Ношение оружия стоит запретить, и чем быстрее мы это сделаем, тем лучше.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции