В Киеве продолжается противостояние. Лидеры оппозиции уже не контролируют ситуацию, Янукович, похоже, думает, что все рассосется само, а организованные отряды националистов планомерно занимаются разрушением, поскольку на большее просто не способны. Вопрос: «А что же дальше?»
Игорь Шишкин, заместитель директора Института стран СНГ:
«В политическом плане оппозиция полностью проиграла»
- Если будет продолжаться то, что и продолжается (а все это организовано именно оппозицией), то Украина – во всяком случае, Киев может погрузиться в хаос кровопролития.
Оппозиция пытается решить проблему через силовое противостояние. Все эксперты заявляли, что при таком развитии событий должны были появиться погибшие – и первые «сакральные жертвы» действительно появились.
В политическом плане оппозиция полностью проиграла, и сейчас ей нужно либо сдаваться и распускать Майдан (ведь переводить его в вялотекущий режим до 2015 года просто смехотворно), либо пойти на обострение и через кровь добиться своего. Вот уже объявлена всеобщая мобилизация...
Мы помним, как Яценюк провозгласил создание «народной рады» - и сразу же после этого толпа хорошо подготовленных экстремистов пошла на штурм Верховной Рады. Чем это закончилось на Улице Грушевского, мы знаем, и уже появились погибшие.
Власть легко могла бы разогнать и Майдан, и на Грушевского. Мы видели, как несколько раз «Беркут» переходил в наступление для того, чтобы предотвратить развитие событий по худшему сценарию. И мы видели, как «Беркут» легко отбрасывал нападавших.
То есть, власть все это время не хотела идти по пути обострения, а вот оппозиция идет по этому пути. Но если ей будет дана команда не переходить в бой, а сохранять Майдан в текущем режиме, то они ее выполнят. Заявления о том, что эти силы никому не подконтрольны, просто смехотворны! Все это очень хорошо спланировано и хорошо управляется.
Олег Лебедев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:
«Не стоит ожидать результатов от переговоров с Кличко, Яценюком и Тягнибоком»
- Мне непонятно, почему бездействуют бойцы «Беркута». И кто их будет кормить, содержать, когда они получают травмы, ранения и т.п.? На сегодня действия спецподразделения «Беркут» МВД Украины определяется руководством МВД Украины.
Но у президента Украины Виктора Януковича, видимо, остается уверенность в том, что ситуацию все-таки можно будет урегулировать мирным и бескровным путем, поэтому не дается команда министру внутренних дел.
Не стоит ожидать каких-то результатов от переговоров с Кличко, Яценюком и Тягнибоком. Думаю, что они уже не представляют большинство оппозиционных сил и не управляют процессами, которые там происходят.
Все действия крайних националистов, которые влекут за собой не только увечья, но теперь уже и смерти людей, говорят о том, что объединенная оппозиция уже не управляет процессом.
Кирилл Коктыш, доцент Московского государственного института международных отношений:
«Это не программа»
- Протест может принимать масштабные формы только в том случае, когда есть не только то, против чего выступать, но и то, за что. И последнее условие очень важно.
Нужна соответствующая политическая программа. У так называемых лидеров украинской оппозиции такой программы нет, потому что «Придет Европа – наведет порядок» - это не программа.
Николай Левичев, зампред Госдумы, член комитета Госдумы по международным делам:
«Во всех странах такие действия были бы пресечены в самом зародыше»
- Не случайно, когда усилиями президента РФ Владимира Путина и целого ряда влиятельных сил международного сообщества появилась теоретическая возможность прекращения чудовищной трагедии в Сирии, которая унесла сотни тысяч человеческих жизней, практически синхронно с этим разгорается очаг напряженности на Украине.
Я не склонен к поискам мировой закулисы, но сведение во времени этих мировых событий очевидно.
Что касается встречи Януковича с тройкой так называемой украинской оппозиции, то последние дни отчетливо демонстрируют, что эти лидеры оппозиции не в меньшей степени чьи-то марионетки, чем те бандиты, которые бросаются бутылками с зажигательной смесью в представителей органов власти.
Напоминаю, что государство и его легитимные представители получают от народа вместе с широким доверием право на насилие, которое они могут применять в целях обеспечения безопасности, прав и свобод граждан своей страны. Ни у кого больше нет такого права – ни у нынешних лидеров оппозиции, ни у уличных хулиганов.
Сейчас на глазах всего мира попираются все разговоры о демократии, о европейских ценностях, с которых и начинался так называемый евромайдан.
Я не знаю, до чего могут договориться лидеры оппозиции с Януковичем, но у меня закрадываются подозрения, что эти договоренности могут быть реализованы теми людьми, которые кричат на Майдане.
Во всех странах, где органы государственной власти ответственны перед своим народом, такие действия были бы пресечены в самом зародыше. И чем больше неуверенности проявляют представители верховной власти, неизвестно чего выжидая и занимая оборонительные позиции, тем тяжелее будет выходить из этой ситуации.
Василий Колташов, заместитель директора Института глобальных и социальных движений, руководитель Центра экономических исследований:
«Для подлинных националистов очень странно то, что они хотят в Евросоюз»
- Для подлинных националистов очень странно то, что они хотят в Евросоюз. Крайне правые давно контролируют Майдан, и появление там каких-то левых групп, например, коммунистических, которые пытались вести агитацию и объяснять, что нужно требовать ассоциации с ЕС, но несколько по-другому, заканчивалось чем угодно, вплоть до избиения этих активистов.
Да, естественно, что крайне правые продолжают контролировать Майдан. Другое дело, что они не знают, что с этим делать.
Правительство Януковича получило поддержку от России, и, возможно, придумает, как стабилизировать ситуацию и справиться с экономическими проблемами.
Владимир Корнилов, директор Центра евразийских исследований (Украина):
«У них своя дисциплина и свои понятия о том, за что они борются»
- В правых секторах «евромайдана» с первых часов его существования вывешивали свастики и не скрывали, что являются боевым крылом. Крайние националисты и футбольные фанаты – это зачастую одни и те же люди.
Очень сложно их контролировать, ведь у них своя дисциплина и свои понятия о том, за что они борются. Эти люди сначала дерутся с милицией, а потом идут в палатки «евромайдана» и надевают повязки «Народная самооборона».
Когда 1-го декабря начались захваты административных зданий, то эти люди, боевики из так называемого правого сектора, шли перед основной колонной, в которой шли политические лидеры Кличко, Яценюк и Тягнибок, и расчищали улицы от милицейских заграждений. И все это пользовалось поддержкой лидеров «евромайдана»...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции