Аргументы Недели → live

«И какие же при этом еще могут быть платные дороги?»

, 23:36

Госдума поддержала в первом чтении правительственный законопроект, внедряющий дифференцированный подход к установлению размера платы по участкам платных автомобильных дорог. Поправки вносятся в федеральный закон «О концессионных соглашениях» и закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Специально для «АН» на вопрос «Платная дорога – это действительно панацея от всех бед?» отвечают…

 

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России,  депутат Госдумы I-IV созывов:

«Продолжается издевательство над автомобилистами»

- Я являюсь противником платных дорог. Сегодня на наши дороги тратится около 9% денег, которые автомобилисты платят в бюджет. И какие же при этом еще могут быть платные дороги? Давайте освоим хотя бы немного из того, что мы и так отдаем казне!

Гарантией того, что нас окончательно не загонят в кабальные условия, все-таки будет наличие хоть какой-то альтернативы, которая предусмотрена законом. Кстати, когда еще  принимали этот закон, то нас всячески убеждали, что альтернатива платной дороге обязательна, и без этого никак нельзя. А потом два министерства вдруг высказались против этой нормы.

По сути, продолжается издевательство над автомобилистами, и власть уже не стесняется этого. Все делается для того, чтобы и без того большие поборы с автовладельцев возросли до предела.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, профессор:

«Мне, как человеку из отрасли, очень трудно объяснить автовладельцу…»

- Платные дороги существуют в очень многих странах мира. Например, в Италии, Франции, Испании их очень много. Правда, в Германии нет платных дорог. 

Если исходить из нашего житейского опыта, то надо сказать, что платные дороги – это некий бизнес-сегмент в дорожном хозяйстве.  

Вообще-то цивилизованная страна содержит в хорошем состоянии все дороги. Почему человек выбирает платную? Потому что к платной мало примыканий.

То есть, это такой сегмент, где ты очень хорошо едешь. Если нужно ехать всего километров 30-40, то незачем ехать по платной дороге, причем, даже не из-за денег. А вот если надо добраться, условно говоря, километров на 300-400, то, конечно платные дороги удобнее. Главное, чтобы был выбор.

В условиях нашего серьезного бездорожья этот сегмент пока не очень смотрится. И для чего вообще нам платная дорога? Мне, как человеку из отрасли, очень трудно объяснить автовладельцу, а почему он вообще должен платить, если в дороге, по которой он едет, три четверти (а иногда даже больше) денег из бюджета...

Сергей Канаев, руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР):

«По-моему, это вообще ограничение прав на передвижение человека!»

- А за счет чего построены эти платные дороги? Если это частные дороги – это одно, а если эти дороги построены на наши с вами налоги государственными компаниями – это уже совсем другое. Кроме пробок, которые создали перед въездом на платные дороги, я не вижу никаких преимуществ. Более того, по-моему, это вообще ограничение прав на передвижение человека!

У нас все время ссылаются на Европу, мол, как там красиво и удобно. Но в Европе платные участки дорог остались только на частных территориях. А, скажем, в США платные и бесплатные хайвеи вообще ничем не отличаются.

Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:

«Мы только начинаем использовать платные дороги, пока только привыкаем к ним»

- Существуют две точки зрения. Первая – что платные дороги решат все проблемы бездорожья России. Вторая – что это антисоциально, дорого, и вообще мы не должны за это платить. Но на самом деле это просто две крайности. В наших российских условиях любой прирост сети дорог должен оцениваться исключительно положительно, тем более что плата за проезд настолько минимальна, что ее едва хватит для эксплуатации этих дорог.

В развитых странах применяются так называемые контракты жизненного цикла. В России этого пока нет. То есть у нас подрядчик строит дорогу, а в дальнейшем не отвечает за ее состояние. А контракт жизненного цикла предусматривает, что подрядчик построил дорогу, а потом весь жизненный цикл, скажем, лет двадцать, за свой счет осуществляет ее ремонт и содержание.   

Платная дорога – это такая дорога, которая выполнена в формате суперхайвея, которая не имеет примыканий к остальным дорогам, которая не имеет ограничений по скорости. Она в любом случае выгодна для использования, но - в формате некоей дороги бизнес-класса. То есть, здесь человек знает, за что он платит. И платная дорога отличается, скажем, от остальных дорог, но при этом очень развита низовая сеть, которая тоже имеет достойные условия проезда.

Конечно, очередей перед платными дорогами быть не должно. Но мы ведь только начинаем использовать платные дороги, пока только привыкаем к ним. В США это начали развивать в 30-зе годы, а Европа пришла к этому в 60-70-х годах.   

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram