В Москве состоялся круглый стол по теме «Пассажирские авиаперевозки в России: как повысить доступность без ущерба надежности», на котором преимущественно обсуждался вопрос появления у нас в стране лоукостеров (низкобюджетных авиаперевозчиков), столь развитых в западных странах. Специально для «АН» на вопрос «Бюджетный авиаперевозчик в России – это такая же несбыточная мечта, как и полностью отечественный авиапарк?» отвечают…
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПОРТ»:
«Если у нас в стране появится возможность за счет изменения авиационных правил…»
- Если бы удалось сделать цену «пополам» (то есть в два раза меньше, чем у традиционных авиаперевозчиков), то для тех пассажиров, которым не составит проблемы лететь, уперевшись ногами во впереди стоящее кресло и купив бутерброд за дополнительные деньги, в общем-то, это будет вполне оправдано.
Кстати, если говорить об отраслевой статистике, то надо помнить о том, что сегодня в России уровень занятости кресел выше, чем в среднем по Европе.
Так что если сам пассажир будет принимать решение о том, нужны ли ему «дополнительные опции», это действительно позволит авиакомпании снизить стоимость билетов. Но это будет в том случае, если у нас в стране появится возможность за счет изменения авиационных правил предоставить клиенту только перевозку без других дополнительных сервисов.
Кирилл Янков, председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров»:
«Авиаперевозки для пассажиров обходятся действительно дорого»
- В мировой практике нет существенных границ между лоукостерами и обычными перевозчиками. А вот в нашей стране совокупность объективных и субъективных факторов приводит к тому, что авиаперевозки для пассажиров обходятся действительно дорого.
К объективным факторам я бы отнес наш климат: ведь нам нужно отапливать буквально всё, даже ангары для самолетов, в отличие, скажем, от Дубая, где ничего такого делать не нужно. Кроме того, за пределами московской агломерации в России низкая плотность населения.
А вот субъективные причины дороговизны – это, конечно, избыточное нормативное регулирование и монополизм в отрасли – и в том, что касается топливно-заправочных комплексов, и по некоторым направлениям полетов. Уж это точно не ведёт к падению стоимости авиаперевозок.
Олег Смирнов, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта, заслуженный пилот СССР:
«Главное - изменить политику государства в этой области»
- Лоукостеры просто жизненно необходимы нашей стране, но в этом вопросе мы по-прежнему остаемся в каменном веке. В России до тех пор не появится лоукост-перевозчик, пока это направление не станет одним из пунктов государственной политики! Для снижения цен на билеты необходима соответствующая инфраструктура - дешевые аэропорты, где ставки и сборы будут минимальны.
Также немаловажно и законодательство, которое сейчас заставляет авиакомпании, например, провозить багаж или предоставлять питание, а это, опять же, отражается на той сумме, которую пассажир обязан выложить за билет. То есть, сегодняшняя система не располагает к какому-то оптимизму относительно существования какой-либо бюджетной авиакомпании.
В США средняя цена авиабилета составляет 5% от среднемесячной зарплаты американца, у нас же это все сто процентов! Так что главное сегодня - изменить политику государства в этой области и подготовить соответствующую законодательную базу.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции