Президент России Владимир Путин обсудил с ключевыми министрами перспективы развития отечественного авиапрома, практически разгромленного в «девяностые». Правительству (председатель Медведев Д.А.) поручено подумать над запасом финансовой прочности для авиапрома, а Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) - над сервисным обслуживанием техники и обучением пилотов. Специально для «АН» на вопрос «Наберет ли отечественный авиапром должную высоту?» отвечают…
Анатолий Ситнов, заместитель руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, бывший начальник вооружений Вооруженных сил России (1994-2000 гг.), генерал-полковник запаса:
«Если российская авиакомпания не покупает российские самолеты, то ее нужно лишать права полетов»
- Между прочим, на каждого рабочего России приходится 25-30 рабочих за границей, которые работают по «Суперджету». Однако это абсолютно никого не волнует! Но ведь для нас материалы стоят в два раза дороже, и, скажем, на каждом двигателе мы теряем не менее 2 млн. долларов. Двигатель на «Суперджет» стоят 5,5 млн. долларов, а должен стоить не дороже 3 млн.!
Недавно к 2018 году заказали 35 «Боингов-737». Вы только вдумайтесь: они будут в 2018 году, а 3,5 миллиарда отдали уже сейчас! Почему же не дать эти средства своим!? Сколько рабочих мест мы потеряли? Это кто-то считает!?
Лучше бы дали эти деньги на Ту-204, Ту-204 СМ, Ту-214… Доведите их до ума – и пусть летают. А если не нравится эргономика – поменяйте эргономику кабины, салона и т.п. Сделайте вместо одного туалета три, чтобы всем было безопасно ходить…
Нужно, чтобы в небе летали российские авиакомпании, чтобы именно российские самолеты водили российские летчики, чтобы все разговаривали на русском языке! А то всем приказано говорить по-английски. Интересно, почему мы подо всех кланяемся?
Знаете, я думаю так: если российская авиакомпания не покупает российские самолеты, то ее нужно лишать права полетов. Вот и все.
Почему у нас в воздухе летают полторы тысячи иностранных самолетов, а на свои мы не даем заказов!? Недавно в разговоре один деятель мне заявил про своего шефа: мол, он - хозяин и имеет право летать на любом самолете. Но ведь у нас в стране собственная система обеспечения эксплуатации самолетов и аэродромное оборудование, рассчитанное на отечественные машины. Что же, теперь под каждый самолет создавать свою систему безопасности?
Ведь в чем главный вопрос: занимались космосом – у Королёва был Громов. Занимались авиацией – был любимый Чкалов, который поднимал на такую высоту системы и комплексы, на которую и не предполагалось! То есть, всегда должны быть лидеры. Но их надо поддерживать. А у нас никто не хочет поддерживать лидеров, потому что мы смотрим в рот и ждем, что скажут Обама, Меркель, когда метет юбкой, и еще кто-нибудь!
Было бы неплохо и со своими учеными посоветоваться. Но возьмите ту же РАН - ведь там чуть ли не 80% бизнесменов! Конечно, еще остались академики, которым по 70 лет, но им просто не дают работать.
Конечно, у нас же растут молодые талантливые ребята. Но им нужен «дядька», который показывал бы куда идти и что делать.
Посмотрите, кому присваивают премии – нет же ни одного нормального рабочего человека! А ведь современный рабочий – это человек с высшим образованием, который способен создавать компьютерные программы для обработки на пяти- и шестикоординатных станках. Тот, кто понимает не только в программах, но и в материалах, системе резания и т.п. А у нас детсады продали, ПТУ занял неизвестно кто, техникумы закрыли… И виноватых нет!
Что касается нашего президента, то мне неинтересно, он в курсе этого или нет. Президент должен ставить цели и задачи, и у него должна быть система. Почему мы говорим, чтобы Путин знал и за доярку, и за тракториста, и за подводника, и рулил самолетом? Сталин говорил, что мало иметь власть, - надо уметь ею управлять.
Управлять властью – это и есть самое великое достояние. Когда ты отдаешь распоряжение, и оно идет сверху до низу, а отчетность – снизу вверх, тогда и получается обратная связь, которая дает возможность оценивать ситуацию и давать оценку сделанному.
Помните, как говорила Раиса Горбачева? «Будет хорошо», «будет приятно»… И Горбачев тоже так говорил. И сейчас все так говорят: «Будет хорошо, мы вам даем деньги». Надо не деньги давать, а ставить задачу, проект, на него назначать Иванова или Петрова, который за него будет должен отчитаться!
Александр Руцкой, бывший вице-президент РФ (1991-1993 гг.), генерал-майор авиации, военный летчик I класса, Герой Советского Союза:
«Приходится интегрироваться в авиапром других государств»
- Я буду только рад светлому будущему нашей авиационной промышленности, если оно, конечно, состоится. По-моему, это просто здорово, что президент серьезно занялся этим вопросом! Ведь наш авиапром довели буквально до ручки. Знаете, когда я летаю по России на «Боингах», то мне за свой авиапром становится особенно стыдно.
С другой стороны, приходится интегрироваться в авиапром других государств. Ведь без совместной деятельности в этом направлении перспективы возрождения отечественной авиационной промышленности могут остаться под вопросом...
Мартин Шаккум, первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук:
«Естественно, будет небольшая часть импортной техники»
- В этом вопрос должен быть соблюден разумный баланс. Очень опасны крайности, и полностью закрывать рынок для западной техники – значит, обрекать наш авиапром на вымирание. Но и преимущества для отечественной авиатехники мы создавать должны обязательно.
Думаю, что правительство выберет национально ориентированную стратегию и сделает ставку не на импорт подержанной авиационной техники, а на отечественные самолеты.
Естественно, будет небольшая часть импортной техники, особенно там, где осуществляются международные перевозки, а на внутренних линиях должны доминировать наши российские машины.
Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, бывший заместитель министра промышленности России (1990-1992 гг.), бывший член комитета Совета Федерации по промышленной политике 2001-2011 гг.):
«Изменения в одном лишь авиапроме не смогут решить всех проблем»
- Изменения в одном лишь авиапроме не смогут решить всех проблем. Нам как воздух необходима разумная промышленная политика. А что может получиться, если государство идет в одном направлении, а бизнес - в другом?
Разумные люди всегда начинают со структуры управления. Но сегодня трудно сказать, насколько структура управления может быть действенна для улучшения работы авиапрома. И вообще нужно понять, как та или иная система воспримет перемены. А если мы сами не будем понимать, чего хотим, то ничего и не поменяешь…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции