Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко крайне жестко раскритиковала деятельность госкорпораций, подчеркнув, что российское правительство должно оценить эффективность использования крупных государственных вложений в эти структуры. Специально для «АН» на вопрос «Поднимут ли госкорпорации российскую экономику на неслыханную высоту?» отвечают…
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
«Я не склонен считать, что госкорпорации – это эффективный инструмент»
- Вообще-то я бы ликвидировал сами госкорпорации и создал бы на их месте открытые акционерные общества со 100-% участием с тем, чтобы в будущем рассмотреть возможность уменьшения госпакета через IPO или другие прозрачные схемы.
Я не склонен считать, что госкорпорации – это эффективный инструмент, имея в виду, что под каждую из них создается закон, который выводит ее из-под корпоративного права и стандартных отношений власти в лице правительства и бизнеса.
Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Единая Россия»):
«Это очень удобно для того, чтобы наиболее эффективно использовать государственную собственность в личных целях!»
- По-моему, для того чтобы сделать вывод о неэффективности госкорпораций, не надо поручать проверку, скажем, генеральному прокурору или Контрольному управлению президента России. Неэффективность госкорпораций ясна любому объективному человеку изначально!
Весь смысл в том, что госкорпорации у нас – это, по сути, организации, которые сочетают в себе коммерческие и государственные функции, чего, строго говоря, нет ни в одной стране мира. Совершенно очевидно, что, скажем, Росатом – это государственная структура, которая дает нормативные акты и так далее. И почему Росатом должен быть коммерческой структурой – это не слишком понятно.
А почему, скажем, Роснано, которая, по идее, должна заниматься коммерческими инвестиционными проектами, одновременно может быть государственной корпорацией, тоже не слишком понятно. Зато это очень удобно для того, чтобы наиболее эффективно использовать государственную собственность в личных целях!
Поэтому совершенно очевидно, что управление госкорпорацией в нашей стране давным-давно показало свою полную неэффективность, правда, за исключением тех лиц, которые непосредственно сидят на этих госкорпорациях. Для них это вполне эффективно.
Юрий Скуратов, председатель Национального совета саморегулируемых организаций третейских арбитров и судей, бывший генпрокурор РФ (1995-1999 гг.), доктор юридических наук:
«Насколько правовая природа этих корпораций соответствует российскому законодательству?»
- Честно говоря, я до конца не понимаю организационно-правовую форму этих объединений. Корпорация – это уже объединение двух и более структур. У нас же корпорации создаются сверху и не имеют ничего общего с теми, которыми они должны быть по своей природе.
Поэтому у меня возникает много вопросов о том, насколько правовая природа этих корпораций соответствует российскому законодательству и гражданскому кодексу?
Леонид Гозман, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил»:
«В последние годы у нас было создано очень много госкорпораций»
- Что касается целесообразности работы госкорпораций, то здесь не может быть однозначного ответа. По-видимому, есть моменты (скорее, они существуют не постоянно, но временно), когда действительно необходимо активное участие государства. Соответственно, в этом случае создание госкорпораций оправдано. Они обеспечат нормальное развитие и нормальную структуру той или иной отрасли, а потом уйдут, оставив все частному бизнесу.
Мне кажется, что в последние годы у нас было создано очень много госкорпораций, и государства слишком много стало там, где его в экономике быть вообще не должно.
А ведь государство – это очень плохой хозяин, и в государственных корпорациях большая вероятность всяких безобразий и злоупотреблений, чем в частных.
Борис Немцов, сопредседатель политической партии «Республиканская партия России — Партия народной свободы», бывший губернатор Нижегородской области (1991-1997 гг.), бывший первый заместитель председателя правительства РФ в (1997-1998 гг.):
«Никому не подотчетные компании, в которые передаются огромные бюджетные средства»
- Сама система госкорпораций абсолютно непрозрачна, коррупционна и является потенциально воровской! Так что кадровые решения здесь не имеют никакого значения и смысла.
Госкорпорации – это никому не подотчетные компании, в которые передаются огромные бюджетные средства. Единственный их начальник – президент. Но разве он сможет за ними уследить? В госкорпорациях нет никаких процедур, предусмотренных акционерными обществами – ни совета директоров, ничего! Поэтому кого туда ни назначь, все равно будут работать не эффективно и воровать.
Что касается, например, того же «Олимп-строя», то, думаю, что с Олимпиадой у нас тоже будет все в порядке (правда, не могу назвать точные масштабы «откатов»).
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (фракция «Единая Россия»):
«По закону - это некоммерческая организация, но задачи у нее абсолютно коммерческие»
- У государственных корпораций очень большие полномочия, а деньги - просто колоссальные! И, конечно же, нужно проверять, насколько эффективно работают эти деньги. И вообще нужно проверять, насколько эффективно действует такая структура, которой раньше не было – госкорпорация.
Ведь по закону это некоммерческая организация, но задачи у нее абсолютно коммерческие. Нужны или нет корпорации – это вопрос экономический. Выводы могут быть сделаны после проверки.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции