В Москву прибыл председатель КНР Си Цзиньпинь. «То, что я еду в Россию с государственным визитом сразу после вступления в должность председателя КНР, является свидетельством большого внимания, которое Китай уделяет развитию отношений с Россией. Это подчеркивает высокий уровень и особый характер отношений стратегического партнерства между нашими странами», - сказал китайский лидер. Специально для «АН» на вопрос «У наших стран дружба навек?» отвечают…
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей России, генерал-полковник запаса:
«Китай ждет, когда Россия откажется от навязывания своей стране западной системы ценностей»
- По-моему, нынешний визит Си Цзиньпиня в нашу страну - это своего рода разведка: насколько же Россия действительно готова осуществлять свое развитие, сделав приоритетом евразийский вектор, азиатский вектор?
Если получится серьезный разговор с Путиным, тогда уже можно будет развивать ШОС в большой Евроазиатский союз цивилизаций.
Китай сейчас ждет, когда Россия откажется от навязывания и своей стране, и всему постсоветскому пространству западной системы ценностей, приоритета западного направления.
В прошлом году в Китае прошел пленум ЦК партии, на котором обсуждался вопрос культурной безопасности КНР, китайской идентичности и т.п. Это говорит о том, что Россия сегодня может стать для Китая главным партнером не только в экономике, в углеводородном сырьевом секторе, но и главным партнером по переустройству мира.
То, что Россия традиционно отдает приоритеты духовности, интеллектуальности, развитию целостности общества – это тоже совпадает с китайскими подходами.
Китай позиционирует себя как центр Востока. Сегодня на фоне своих успехов он не хочет идти на Запад, понимая сущность Запада. КНР сотрудничает с Западом только из соображений прагматизма, а вот духовного родства, близости у Китая с Западом нет и никогда не будет, как, кстати, и у России.
Так что если Россия выберет традиционный для себя евразийский путь развития, то вместе с Китаем в рамках нового союза можно создавать и новую экономическую модель, отличную от модели Запада.
Михаил Мейер, президент Института стран Азии и Африки, доктор исторических наук, профессор:
«Естественно, я имею в виду больше прагматики»
- В будущем я вижу российско-китайское сотрудничество, но не обязательно дружбу как таковую. «Сотрудничество» - это более серьезный термин.
Естественно, я имею в виду больше прагматики – с учетом и наших собственных интересов, и интересов Китая. Кстати, эти интересы довольно-таки сложно укладываются в одну корзину. Ведь нельзя сказать, что население России, особенно ее восточных районов, очень радовалось наплыву китайцев. Да, есть места, где китайцы дают русским работать, и там отношения более-менее нормальные. А вот там, где они у русских отнимают работу, вряд ли будет стопроцентная дружба.
К сожалению, у нас увеличивается процент неработающего населения, поэтому и возникают демографические дыры. Наши страны сейчас выступают в качестве стратегических партнеров, и это самое лучшее, что можно было придумать.
У нас должны быть хорошие экономические отношения и взаимное понимание вопросов общей стратегии политической ситуации, которая существует в мире. Это и есть та основа, на которой мы могли бы базировать наше дальнейшее сотрудничество.
«Китай – середина мира!» - так считают сами китайцы, а не просто окраина Азии, как, быть может, считаем мы. Так что их сегодняшняя и будущая ситуация вполне ложится на их же традиционные представления о роли Китая. Им не нужно придумывать какие-то новые страшилки, потому что они думают, что так и должно быть.
Хотя на самом деле сегодняшнее очень быстрое развитие Китая, может быть, связано с большим энергетическим перенапряжением для самого китайского общества, которое оно может и не выдержать…
Андрей Козырев, экс-министр иностранных дел РФ (1991-1996 гг.):
«Впервые за много сотен лет у нас такие соседи!»
- Главное, чтобы это не была идеологическая дружба. Надеюсь, что в отношениях между нашими странами будет присутствовать практицизм.
Пока у власти в Китае находится нынешняя элита, наши отношения будут развиваться благоприятно для России. Другое дело, как будет, если там произойдет смена элит? Хотя то же самое относится и к нам…
Россия сейчас находится в удивительно благоприятном внешнем окружении. Периодически у нас возникает соблазн создать с Китаем некий антиамериканский или антизападный блок, а они, спокойно и культурно отодвигая нашу неуравновешенность, говорят: «Да, мысль неплохая, но пока горячиться не будем».
Это удивительно: впервые за много сотен лет у нас такие соседи! Со всей своей мощью они могли бы представлять серьезную угрозу, но являются стабилизирующим фактором.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции