Госдума приняла во втором чтении законопроект о контроле за расходами чиновников. Документ устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов чиновника, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу. Понятно, что компетентные органы, если нужно, все узнают о чиновнике. Но если он до последнего все отрицал и говорил, что у него нет ни квартиры, ни яхты, и ездит он на "Жигулях"? Специально для «АН» на вопрос «Как чиновник должен отвечать за ложь?» отвечают…
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник запаса:
«Обман нельзя оставлять без воздействия!»
- Чиновник высшего ранга может быть вызван к президенту, и с ним может быть проведена беседа, после которой он не будет спать несколько ночей. Либо этому может быть дана публичная оценка, потому что обман нельзя оставлять без воздействия!
Но дело в том, что у нас в государстве для промывания мозгов уже построена, отработана и эффективно действует система лжи. Сегодня реализуется принцип коллективной безответственности, когда никто ни за что не отвечает – ни за действия, ни за слова, ни за действия своих подчиненных.
Например, для армии это очень губительно, поскольку в ней всегда, и тем более в российской, была жесткая иерархическая структура, а за ложь очень жестоко карали. Были случаи, когда цепочка от командующего войсками округа до комдива, а то и до комполка снималась с должностей, как тогда называли, за попытку очковтирательства. Но системы лжи тогда в армии не было.
Когда был сбит южнокорейский «Боинг», то Юрием Андроповым был снят начальник Генштаба маршал Николай Огарков - я помню эту коллегию. Потом он с понижением поехал руководить западной ставкой. И главной причиной была несвоевременность и недостоверность поступившей информации, когда политическое руководство и было дезориентировано.
Юрий Лоза, певец, композитор, поэт:
«Чиновники очень высокого ранга – это каста неприкасаемых»
- Отвечать за ложь чиновник должен отвечать, как и все люди. Все общечеловеческие нормы подходят и к госчиновнику. Я не думаю, что он – это нечто особенное и чем-то отличается от всех остальных людей, живущих на земле. К сожалению, у нас чиновники очень высокого ранга – это каста неприкасаемых. Это надо категорически убирать!
Иван Рыбкин, председатель Госдумы первого созыва, секретарь Совбеза РФ в 1996-1998 гг.:
«Очень часто - не по своей воле»
- Чиновник должен отвечать отставкой. Но у нас нынче, к сожалению, это не в чести. Ельцин либо сам такие процессы инициировал, либо это делали его ближайшие помощники. При первом президенте РФ менялись министры обороны, внутренних дел, а также руководители спецслужб, и очень часто - не по своей воле.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции