Аргументы Недели → live

«Простым потребителям нужно понять, из чего состоит тариф»

, 20:03

По данным Росстата, по сравнению с декабрем прошлого года, оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов выросла на 10%. А стоимость содержания и ремонта жилья для собственников жилья за этот же срок поднялась на 7,2%. Специально для «АН» на вопрос «Почему растут тарифы ЖКХ?» отвечают…

 

Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Эту ситуацию простым окриком сверху, из правительства, не изменить»

- Конечно, в разных регионах – разная ситуация. Но федерация, передав формирование тарифов на региональный и муниципальный уровни, практически устранилась от всего этого. Более того, федеральный закон, который ограничивал совокупные платежи населения за жилое помещение и коммунальные услуги, теперь не действует, и все опять же передано на откуп регионам.

Эту ситуацию простым окриком сверху, из правительства, не изменить. В том же жилищном кодексе записано, что, скажем, тарифы на воду устанавливает муниципалитеты. А ведь эти тарифы подчас просто безумны, и я уже устала об этом говорить.

Я могу понять, если, скажем, сдохла очистная станция и ее нужно срочно ремонтировать. Но ведь нам, простым потребителям, нужно понять, из чего, собственно, состоит тариф: то ли это индексация зарплаты, то ли расходы на замену труб и тому подобное, то ли содержание футбольной команды профилактория? А ведь мы с вами все это оплачиваем.  

Мартин Шаккум первый зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:

«Превращает это в кормушку…»

- Сегодня граждане приватизировали свои квартиры и считают себя собственниками жилья. Но они не ощущают себя собственниками своего дома и не понимают, что стоимость большинства коммунальных услуг формируется на уровне дома.

Например, самая затратная услуга - это  отопление (дом ведь отапливается целиком, а учет, в лучшем случае, идет по всему дому). То же самое касается и горячего водоснабжения. Конечно, есть еще текущий ремонт, содержание лестничных клеток и т.п.

Для того чтобы тарифы на эти услуги формулировались справедливо, должен существовать некий переговорный процесс между жильцами и обслуживающими компаниями, а наши граждане этому не научились. К сожалению, они не считают, что этим необходимо заниматься: заключать договора и контролировать их выполнение.

Сохраняется  некий рудимент социализма, когда каждый житель считает, что власть сама ему это должна сделать. Кроме того, коммунальные платежи растут из-за того, что отсутствуют приборы учета - в первую очередь, на тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение, а это - 65-70% всех платежей. Пока не будут стоять счетчики (не обязательно поквартирные), пока не будет учета потребления, то мы не перейдем к экономии ресурсов, а значит, и платежей граждан. Ведь цена за услугу - это тариф, умноженный на объем потребления, а при отсутствии счетчиков – на норматив.

Нормативы потребления - одна из основных причин роста коммунальных платежей. Утверждая завышенные и суперзавышенные нормативы потребления, местная власть сегодня  вписывает туда не только всю неэффективность работы коммунальных организаций, но и зачастую превращает это просто в кормушку для аффилированных с ней коммунальных организаций.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

«Как правило,  за этими компаниями стоят чиновники самых разных рангов»

- Как происходит рост тарифов… Нам говорят, что износились системы жизнеобеспечения (а до этого именно на этом и воровали). Потом отписывается план, что эти системы нужно модернизировать и что для этого нужны инвестиции. Вот тарифы и закладываются либо в счет покупаемого оборудования, либо в счет неких работ. Оборудование закупается, но работы не проводятся, а деньги уводятся.

А ведь такая история - обыкновенное хищение денег - у нас везде: и в ЖКХ, и в спорте, и в медицине и так далее. Правда, есть составляющая роста энергоносителей, но она очень незначительна. Но есть главная составляющая: бизнес-интересы чиновника, что как раз и формирует то, что называется «нагрузка на гражданина». 

Надо обязательно знать, кто покупал компании, представляющие услуги ЖКХ, энергосбыта, энергопередачи и так далее, то есть компании-бенефицианты. И вот тут-то выясняется, что, как правило,  за этими компаниями стоят чиновники самых разных рангов. А дальше – мотивация по инвестициям...

 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram