Перед матчем чемпионата Европы между командами Украины и Швеции некоторые СМИ стали проводить аналогии с Полтавской битвой. Тренер украинцев Олег Блохин высмеял нелепые сравнения. Специально для «АН» на вопрос «А что для вас Полтавская битва?» отвечают…
Константин Затулин, директор Института стран СНГ, член Совета по внешней и оборонной политике РФ, депутат Госдумы I, IV, V созывов:
«Эта битва, в которой русские и украинцы на самом деле были вместе»
- Эта битва, в которой русские и украинцы на самом деле были вместе. А этих «мазепенцев» на Украине всегда было меньшинство, а не большинство, и они всегда были в проигрыше. Петр I назвал полтавское сражение воскресением русского государства. После него и до сих пор Россия при всех своих проблемах остается мировой державой, а до этой битвы она не могла причислить себя к таковым. Россия во многом была «вещью в себе», страной, которая только пробует выйти на мировой простор. Полтавское сражение любопытно и как пример того, как из необученных новобранцев, которые потерпели жесточайшее поражение под Нарвой, выросли победители. Недаром Петр I вместе со шведами отмечал на поле сражения свою победу и поднимал за них тост, как за учителей. Полтавское сражение является источником дискуссий о Мазепе, ибо сейчас на Украине есть политические силы, которые гордятся тем, что он сделал. Бывает, что и у нас возникает такая дискуссия, и начинают путать сено с соломой. А ведь Мазепа поочередно изменял тем, кому присягал, и боролся в ходе похода Карла ХII не за некую «вольную самостийную Украину», а за куш в виде Полоцкого и Витебского воеводства, которые ему обещал Карл ХII за его коллаборационистское сотрудничество. Эти земли и тогда, и сейчас входили и входят в состав Белоруссии. Все сплелось в Полтавском сражении: и героизм, и предательство, и унижение гордых шведов, и радость русских войск, не одерживавших прежде побед над лучшими в мире солдатами. Полтава открывает счет таким свершениям нашей военной истории, к которым принадлежит победа и в войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы:
«Изумленная Европа услышала надменную речь москалита»
- В истории России Полтавская битва имеет приблизительно такое же значение, как победа молодого английского флота над непобедимой армадой Испании, одержанная в ХVI веке. Именно с Полтавской битвы началось восхождение России на имперский уровень, и она заявила о себе, как о великой державе, с которой стали считаться все страны. Полтавская битва изменила соотношение сил на европейском континенте, и тогдашняя мощная северо-восточная держава – Швеция - постепенно потеряла свое значение. Именно Полтавская битва предопределила дальнейший выход России на Балтику и на Черное море, что и сделало ее великой державой, без которой в Европе не стреляла ни одна пушка. Карл Маркс, который не жаловал Россию, написал: «Изумленная Европа, едва знавшая о существовании России, зажатой между литовцами и татарами, с удивлением увидела на своих границах огромную империю и услышала надменную речь москалита».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции