Аргументы Недели → live

«Дело не в деньгах, а в политике»

, 16:20

ОАО «Российские железные дороги» в этом году сокращает закупку плацкартных вагонов. Причина - неполнота возмещения   субсидий на возмещение выпадающих доходов одной из «дочек» РЖД. Специально для «АН» на вопрос «Может быть, Якунину отказаться от финансирования непрофильных активов (футбольный клуб «Локомотив», строительные организации, банки и т.п.) и купить на вырученные деньги еще плацкартные вагоны?» отвечают…

 

Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России, доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Академии транспорта:

«Налицо нарушение социального равновесия»

- Во всем этом гораздо более глубокие причины. Плацкартные вагоны всегда были предназначены для малоимущих, и государство было вынуждено их как-то компенсировать, может быть, не полностью, но хотя бы частично. Но сейчас существует такая тенденция, что доступ малоимущих слоев на услуги железной дороги неуклонно сокращается. На некоторые направления железнодорожный билет у нас уже стоит дороже, чем билет на самолет. Например, сейчас железная дорога предлагает нам до Сочи доехать дороже, чем долететь на самолете. А ведь я хорошо знаю себестоимость авиаперевозок, и просто в жизни не может быть такого, чтобы купе стоило так же, как и авиабилет! Ну, ладно «мягкий» или вагон-люкс. Но самолетами в России пользуются богатые люди, и это 3-5% населения страны. То есть народ в подавляющем своем большинстве не летает на самолетах. Так что недостаток плацкартных вагонов связан, по-моему, не с недостатком средств (ведь и купейные, и «мягкие» вагоны-красавцы РЖД продолжает заказывать), а с нарушением социального равновесия доступности граждан к пользованию услугами. Если РЖД, скажем, держит банк, то он дает прибыль, что дает им возможность закупать продукцию. Сокращать количество плацкартных вагонов – это неправильная политика, и здесь налицо явное сокращение возможности передвигаться по железной дороге всем слоям населения. Раньше были так называемые колбасные электрички и поезда. Сейчас никто не задается вопросом, почему вместо них теперь появились «колбасные автобусы»? Вся Москва забита ими, они незаконно передвигаются, выгружаются где-то на улицах – кто за тряпьем, кто на экскурсию, кто за колбасой. Между прочим, люди без сна и отдыха в этих автобусах тащатся из Ставрополя и из других дальних городов в Москву, и это вместо того, чтобы, поспав ночь в плацкартном вагоне, добраться до места назначения. Так что дело не в деньгах, а в политике. Плацкартные вагоны не дают доходов, а на других вагонах они получают баснословные прибыли. У нас 70-80% пассажиров ездит плацкартой. Такая вот несправедливая модернизация железнодорожных перевозок.  

Николай Харитонов,  председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (фракция КПРФ):

             «Цены очень кусачие!»

- Теперь, когда железная дорога у нас перешла в собственность, стало видно, что повысился уровень  пассажироперевозок. Видно, что поезда находятся в более приличном состоянии, чем это было раньше. Но я очень часто общаюсь с пассажирами, и они просто в один голос говорят, что цены – ну просто очень кусачие! Сам я в последнее время все чаще и чаще  пользуюсь услугами авиатранспорта или езжу на автомобиле.  

 

Крис Кельми, композитор, певец:

         «Идет правильным путем!»

- Сейчас уровень обслуживания в поездах значительно улучшился, но мне на далекие расстояния по железной дороге все равно ездить тяжело. Но у нас есть компания «Российские железные дороги», и я думаю, товарищи, что она идет правильным путем! По своей первой профессии я сам являюсь немножечко железнодорожником. Хотя в МИИТе у меня была специализация «Мосты, тоннели, метрополитен», но все равно учился-то я в нем.

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram