На мэра Саратова Алексея Прокопенко заведено 9 уголовных дел по махинациям с жильем. Под уголовное преследование чиновник попал после прокурорской проверки, касающейся исполнения решений судов о предоставлении гражданам вне очереди жилых помещений. Похоже, квартирный вопрос в России испортил не только рядовых граждан, но и чиновников высокого ранга. Специально для «АН» на вопрос «Когда у нас в стране появится доступное жилье?» отвечают…
Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
«На сегодня, именно ипотека вбирает в себя понятие «доступное жилье»
- У нас гораздо больше малоимущих, чем тех, кто может «играть» в ипотеку. А вот тех, кто находится в промежутке между этими слоями где-то 50% (естественно, я говорю о тех, кто нуждается в жилье, а не о всем населении). К сожалению, в связи с увеличением инфляции, ужесточаются условия предоставления ипотеки. Но, на сегодня, именно ипотека вбирает в себя понятие «доступное жилье». Ипотека – это наше все, но, мягко говоря, не для всех, а, наверное, для 5%. Сейчас хотя бы стали произносить слова «жилищный фонд некоммерческого использования» (а ведь я еще несколько лет назад говорила о нем). Если бы он был, то программа нуждающихся в жилье постепенно решилась. Они бы за умеренную плату снимали квартиру у города или некоммерческой организации, что не было бы нагрузкой для бюджета и, возможно, помогло бы им даже немножко накопить на ипотеку. Кстати, некоторое время назад это уже обсуждалось на экспертном совете по нацпроекту. И все-таки я надеюсь, что у нас появятся элементы доступного жилья не только для избранных (тех, кто может «играть» в ипотеку), но и действительно среднего класса. То есть для тех, кто и не является малоимущим (соответственно, они не могут претендовать на социальное жилье, с которым у нас тоже плохо), и не может воспользоваться ипотекой. Кстати, именно таких у нас большинство.
Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор:
«Условия составлены так, что квартиры в принципе не смогут расселиться»
- Для более чем 80% населения России жилье просто недоступно! Оно доступно для 10-15% населения страны, из них 3-5% могут купить жилье без ипотеки, а остальные только посредством нее. А при помощи различных форм государственной поддержки (социальное жилье) у нас квартиры получает просто ничтожно малый процент. Например, в Петербурге вообще полное отсутствие жилищной политики! Если в Москве 5-7 лет назад предоставлялось по очереди порядка 50 тыс. квартир в год, то в Питере лишь 3-4 тыс. В то время как в городе на Неве на очереди стоит более 250 тыс. человек, адресные программы по жилью предусматриваются для очень небольшого количества семей. Например, та же программа для молодых семей предполагает переселение 250 семей, а для бюджетников и льготников - по 300 квартир в год. Некоторые программы, принимаемые под бравурные аплодисменты, представляют собой просто пустое множество! Например, приняли закон о расселении коммунальных квартир (в Петербурге есть и 6-7-комнатные «коммуналки»). Но условия составлены так, что такие квартиры в принципе не смогут расселиться, а из 3-комнатных «коммуналок» по этому закону расселятся максимум 3-4%. А ведь в Питере самое большое количество людей, которые проживают в коммунальных квартирах.
Элина Быстрицкая, народная артистка СССР:
«Напротив точечно построили дом, который закрыл солнце»
- Доступное жилье абсолютно недоступно для трудящихся! Да, строят у нас сейчас много. У меня замечательная квартира в центре Москвы. Я ее очень долго ждала и, наконец, в 1983 году получила. Но напротив несколько лет назад точечно построили дом, который закрыл солнце. У меня в квартире теперь его нет, или солнце лишь отражается от окон этого дома. По-моему, власти следует понимать, что такие вещи делать не надо.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции