Россия может отказаться от аренды РЛС в Габале, если позиция Баку в отношении цены не изменится. Дело в том, что Азербайджан требует повышения годовой арендной платы в несколько десятков раз, что сопоставимо со стоимостью строительства двух новых аналогичных станций на территории России. Специально для «АН» на вопрос «Стоит ли ввести визовый режим для тех миллионов азербайджанцев, которые регулярно приезжают в Россию, а также увеличить плату за места на рынках, и пустить вырученные деньги на оплату РЛС?» отвечают…
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН:
«Мы можем обойтись и без этого радара»
- Нет, России нельзя идти путем подворотни. Россия солидное государство, и мы должны сказать так: у нас есть соответствующий договор, и если пришло время его пересматривать, то давайте делать это и разговаривать заново. В принципе, мы можем обойтись и без этого радара. У нас уже поставлена цель: избавиться от РЛС, которые находятся вне пределов нашей национальной территории, в том числе и от радара в Габале, который является устаревшим. Сейчас у нас станции высокой заводской готовности возводятся быстро, за год-полтора. Так что на месте нашего правительства я бы сказал так: «Нет, больше мы платить не будем. Если вы не хотите, то мы разорвем контракт и обойдемся другими средствами. Но потом вы об этом все равно пожалеете». Сейчас идут политические маневры Азербайджана, связанные с нерешенностью Карабахского конфликта, и на нас пытаются оказать давление. На это нельзя поддаваться ни в коем случае!
Андрей Метельский, зампред Мосгордумы:
«Не надо спешить»
- Конечно, у этой проблемы есть различные решения, в том числе и названные вами. Однако такое решение больше относится к людям, которые несколько горячатся. Не надо спешить, и я думаю, что руководство обеих стран найдет взаимоприемлемое решение. Несерьезно в отношениях двух государств поступать так: ах, вы нам это сделали, а вот мы вам тогда это!..
Владимир Дворкин, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), генерал-майор, профессор:
«Габала находится несколько ближе к ракетоопасным регионам»
- Думаю, что мы сделаем попытку договориться о приемлемой стоимости Габалы. Однако, в крайнем случае, нам придется пользоваться той станцией, которая у нас есть под Армавиром, и она в определенной степени может компенсировать получение данных из информационного пространства, которые обеспечивает Габала. Станция под Армавиром – это радар системы предупреждения о ракетном нападении. Это новый радар, который хотя и не в полной, но в значительной мере дополнит то, что делает Габала. Но дело в том, что Габала находится несколько ближе к ракетоопасным регионам, ближе к иранским стартовым позициям. Так что, с этой точки зрения, она, конечно, нам выгодна, особенно в плане сотрудничества по ЕвроПРО, которое, надеюсь, все-таки будет.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции