Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) в мае 2015 года попыталось выяснить приоритеты россиян в планировании личного или семейного бюджета. В 132 населённых пунктах в 46 регионах Российской Федерации было опрошено 1600 человек.
Главный вывод исследователей: за последний год около трети россиян стали меньше сберегать и больше тратить. И причина тому не только выросшие цены в магазинах, но и наша финансовая безграмотность.
Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ, по результатам опроса отметила: «Стратегии финансового поведения населения по-прежнему формируются стихийно, и в большинстве случаев россияне не имеют чёткого личного финансового плана». Эксперт считает, что при изменении уровня дохода или расходов потребители в первую очередь перестают сберегать, вместо того чтобы проанализировать свои финансовые потоки и оптимизировать расходы. С одной стороны, подобное поведение обусловлено отсутствием навыков управления личными финансами, с другой — достаточно небольшим горизонтом планирования: в среднем российские потребители строят планы не более чем на год вперёд. А это чревато неприятными последствиями: «В сложных экономических условиях горизонт планирования может сокращаться до нескольких месяцев, что может стать фактором риска не только для личного благополучия представителей различных категорий населения, но и для финансовых организаций».