Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны может пополниться новыми эпизодами. ФСБ заинтересовалась судьбой коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники, расформированной А.Сердюковым.
Расформирование рязанского музея автомобильной военной техники стало предметом внимания сотрудников ФСБ, - пишут «Известия». В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. Значительная часть экспозиции, включающая в себя наиболее редкие и ценные автомобили, была перевезена на 147 автобазу Минобороны, расположенную на Рублевском шоссе. Есть подозрение, что часть коллекции так и не доехала до столицы или уже там перешла в руки богатых коллекционеров.
В созданный в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте музей были свезены редкие образцы добротной советской автотехники со всей страны. Среди 150 экспонатов — лимузины Никиты Хрущева и Фиделя Кастро, кабриолет, доставивший Юрия Гагарина на Красную площадь для доклада руководству страны об успешном полете в космос, правительственные машины и образцы спецтехники, созданной по заказу военных или спецслужб в единственном экземпляре.
Проверка началась несколько дней назад. По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость раритетной коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.
Со слов экс-директора музея Рудольфа Вандера, интерес к автоколлекции Анатолий Сердюков стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны. Узнав о раритетах, у министра загорелся глаз, и он заказал музейщикам портфолио редких уникальных коней, снятых со всех ракурсов. Вандер усмотрел в том личный интерес Сердюкова.
Позднее он лично приезжал в музей со своими помощниками, среди которых особо выделялась молодая спутница министра. По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции - автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: "Такой машины у нас нет". После этих запоминающихся слов у музея и начались проблемы.
Музей сначала перевели в статус историко-мемориального зала при музее ВДВ, а потом и вовсе закрыли, вывезя все ценные машины в Москву, причем документы на экспонаты не заинтересовали военных и остались в Рязани.
В 147-й автобазе Минобороны заверили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности. Однако эксперты к данному заявлению отнеслись скептически, поясняя, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники. Например, когда продаются все оригинальная «начинка» машины, а сам экспонат становится обычной "пустышкой". Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые пользуются очень высоким спросом у коллекционеров.
«Дело Оборонсервиса» принимает ужасающий масштаб. По версии следствия, ряд высокопоставленных военных чиновников в 2009–2010 годах занимались аферами при продаже недвижимости, земельных участков и акций организации. Следователи считают, что схема была следующей: чиновники Минобороны выбирали из активов «Оборонсервиса» самые ликвидные и престижные объекты, в том числе в центре Москвы. Затем туда вливались крупные бюджетные суммы, после чего имущество продавалось по заниженной цене подконтрольным «Оборонсервису» компаниям. Общая сумма ущерба от занижения стоимости военного имущества превышает 3 млрд рублей.
Главой департамента имущественных отношений Минобороны в это время была протеже и, по некоторым данным, очень близкая подруга Сердюкова Евгения Васильева. В конце октября в ее квартире следователи провели обыск, во время которого обнаружили 1,5 тыс. ювелирных украшений, распакованных в пять коробок с дорогой отделкой, под стать самим сокровищам, общей стоимостью в 4 млн долларов. Кроме драгоценностей, из 13-комнатной квартиры экс-чиновницы стоимостью 10 млн долларов изъяты документы, оргтехника, деньги и антиквариат. Соседом Васильевой является экс-министр обороны, который как раз-таки по-соседски оказался в ее хоромах в день обыска. Следствие проверяет законность доходов, на которые Васильева и сестра Сердюкова Галина Пузикова купили несколько квартир в элитном доме № 6 в Молочном переулке. Причем сестрице Пузиковой, по данным налоговых органов, принадлежат в этом доме аж три квартиры, два гаража, а также нежилое помещение, стоимость которых оценивается в 700 млн рублей.