Аргументы Недели → Сможем вместе

За границей темноты

, 19:39

Подхожу к небольшому дворику на Пушкинской – одной из главных улиц Ростова-на-Дону. По рекламе, написанной мелом, узнаю, что здесь есть гончарная мастерская. Дальше вижу уже другую вывеску с надписью «Твоими глазами» и причудливым узором из точек строкой ниже. Открываю деревянную дверь. Внутри в уютной комнате меня встречает Мария Тихонова – 22-х летняя владелица мастерской. И, как оказалось, не совсем обычной.

От выставки картин до глиняной посуды

– До того как наша деятельность стала освещаться, мы не пытались показывать то, что у нас работают незрячие мастера. Мы стремимся к тому, чтобы мастерская была безбарьерным пространством, чтобы тут никого не выделяли, – рассказывает Мария.

История этого места началась в 2015 году, когда помещения на Пушкинской у проекта еще не было. Тогда молодая предпринимательница была студенткой 3 курса РАНХиГС. В институте своеобразным маяком для активных учащихся стала школа социального проектирования «Пятый элемент». Ее целью был отбор инициативных студентов, генерация идей и их развитие. У Марии сформировалась своя команда, и ребята выбрали помощь незрячим людям.

Сначала планировалось сделать тактильную выставку, где бы работали незрячие гиды. Но потом в супер-финале конкурса проектов школы экспертам приглянулась идея с глиняной посудой – она тактильная, то, что надо. Остановившись на этом, ребята только выиграли и еще больше поверили в свою идею. В это же время команда Марии Тихоновой участвовала в Городском конкурсе молодежных социальных проектов, где ее инициатива получила 25 тыс рублей. Вот и весь начальный бюджет стартапа.

Трудности возникли сразу: мастера гончарного дела не спешили браться за обучение незрячих работников. Одни говорили, что это невозможно, другие боялись обидеть, нечаянно сказав «посмотри». Но через некоторое время проекту удалось найти девушку, которая согласилась обучить 3-х будущих работников мастерской. На пяти мастер-классах подопечные проекта научились основам ручной лепки и покраски изделий. Все остальное, уверяли опытные мастера глины, находилось за гранью возможностей. Гончарный круг, где центровку для будущего изделия нужно определять на глаз, казался недоступным инструментом. Приделывать к изделиям ручки ребята тоже боялись – отпадут. Тогда команда проекта решила адаптировать процесс лепки под нужды учеников. С помощью квадратных форм можно было сделать ровные глиняные пласты и скрутить их в форме стаканов так, чтобы изделие получилось с минимальным количеством недочетов.

– Тогда мы учили Марину Довбню и Оксану Дубинину. Тимур, наш третий ученик, ушел сразу после первого занятия, потому что мы не могли ничего обещать людям, а он мужчина, ему нужен заработок. Но сейчас, когда ситуация стабилизировалась, я хочу его позвать, – рассказывает Мария Тихонова.

Найти смыслы

Уходило время, а вместе с ним и грант. Когда деньги на обучение закончились, все необходимые инструменты и материалы, закупленные на оставшуюся сумму, привезли ученикам домой. В привычной обстановке они продолжили тренироваться. А вот для команды начался сложный новый этап. После того, как ученики создавали готовые изделия, Мария и группа проекта забирали оформленную глину и транспортировали в больших специальных контейнерах. Затем из-за дороговизны красили все сами в подвальном помещении института, шкурили и обжигали. Один обжиг тогда стоил 500 р. Процент бракованных изделий после него был очень высоким – иногда он доходил до 100 %.

– А ты по Чкаловскому (восточный район Ростова, окраина – прим. автора) с этим чемоданом таскаешься по ночам, и тут 100 % брака. И ты думаешь: «Как? Что мы затеяли? Это что-то нежизнеспособное и мало подающее надежды», – горько смеясь, вспоминает предприниматель.

Но все-таки удалось сделать первую партию кружек. Снаружи они были выкрашены в черный, поскольку создатели изделий не видят, а внутри посуда была яркой, символизируя красочный внутренний мир. Сначала изделия покупали родные и друзья. Постепенно круг клиентов вырос, и мастерам уже получалось выплачивать небольшую сумму.

Следующим этапом в развитии проекта стал форум «Территория смыслов» на Клязьме. Тогда команда выиграла грант в размере 300 тысяч рублей. И вместе с победой у ребят появилась мысль о собственной мастерской. Для удобства клиентов и незрячих учеников помещение искали в центре, где только аренда на 1 месяц стоила всей суммы гранта. Найти его по приемлемой цене удалось на Пушкинской. Сначала две комнаты будущей гончарной мастерской скорее напоминали заброшенный подвал – сыпалась штукатурка, со стен лохмотьями свисали обои. Тогда команда решила взять будущий уют этого места в свои руки. За 2 месяца ребята самостоятельно сделали ремонт, обив стены и потолок гипсокартоном, постелив линолеум. Основополагающим принципом дизайна стала тактильность. Так, к примеру, появились ресепшн с искусственным газоном, деревянные стеллажи, подписанные шрифтом Брайля (тот самый причудливый узор из точек на вывеске). Комнаты дополнили два гончарных круга, отделение для печей и нейтральные цвета. В помещении с теплой атмосферой ученицы смогли почувствовать себя по-другому и расширить границы своих возможностей.

Две истории, повествующие о многих

Оксана Дубинина смело начала осваивать круг. Оказалось, что ее бабушка была гончаром. Сейчас Оксана создает настоящие шедевры, и многие удивляются ее мастерству. Марина Довбня лепит только вручную – делает кружки с ручками и небольшие арт-объекты, раскатывает пласты для маленьких игрушек. Красить мастерицы научились самостоятельно. Делается это методом окунания или при помощи компрессора.

Вот так девушек с разными историями объединило общее дело. Оксана Дубинина стала незрячей в 20 лет. А Марина Довбня не видит с рождения. Она получила юридическое образование по специализации «Международное право» в Южном Федеральном Университете. Но работать по профессии Марина так и не смогла.

– Есть у нас Центр занятости для людей с ограниченными возможностями здоровья. Руководитель сказал мне, что вакансий практически нет, как и организаций, готовых взять на себя такую ответственность. У нас есть завод где-то на окраине. Там еще со времен СССР собирают пластиковые розетки. То есть, одна функция у человека – он всю жизнь собирает розетки. И сейчас этот завод закрывается, – с сожалением рассказывает Мария Тихонова.

По словам предпринимательницы, проектов, похожих на «Твоими глазами», где помогают трудоустраиваться, нет. Но есть незрячие люди, которые стараются зарабатывать самостоятельно.

Помимо трудоустройства существует и другая проблема – транспортная. Марина Довбня живет в паре кварталов от мастерской. В скором времени она оформит документы на собаку-поводыря и добираться ей будет вполне удобно. А вот дом Оксаны Дубининой находится в другом районе Ростова. Пока у команды получается решать эту проблему с помощью такси, друзей и знакомых с машинами, общественного транспорта. Подопечным проекта повезло. Для других людей с похожими историями препятствий остается все еще слишком много.

Любые границы можно разрушить

Мария Тихонова и ее команда делают все возможное, чтобы в гончарной мастерской границ для людей с повышенными потребностями было как можно меньше. В том числе и творческих. В планах запустить направление «мыловарения», которое вела бы девушка-колясочница. Но сейчас эта идея зависла на стадии пандуса, который стоит немало.

– Хочется, чтобы люди с разными ограничениями могли беспрепятственно находиться здесь и общаться. Не нужно никого бояться, пугаться, обходить стороной, потому что многие говорили: «Я хочу вам помочь, но не хочу сталкиваться с этими людьми. Можно, я вам лучше что-то куплю?» А для меня это дикость! С одной стороны, понимаю, что у людей могут быть какие-то внутренние страхи. С другой стороны, хочется мир показать шире, чтобы привыкали к тому, что есть те, кто отличается от них. Они ничем не хуже и могут даже чему-то научить, – доказывает начинающая предпринимательница.

Меню для ресторанов с шрифтом Брайля тоже ожидает своего часа. Ребята ждут, когда откроется нужное им направление в ростовской Библиотеке для слепых: там они могут использовать специальный печатный станок.

Есть результат и от акции «тг_вокруг». Подписчики групп мастерской в социальных сетях присылают фото того, как обустроены города для незрячих людей. Наверняка, вам когда-нибудь приходилось слышать особенное пищание светофора и видеть на нем знак с затемненными очками. Или вы замечали желтую рельефную плитку под ногами. По мнению Марии Тихоновой, эта воспитательная акция помогает людям видеть проблемы вокруг себя и потом самим же их решать.

Сейчас «Твоими глазами» функционирует в привычном русле и ждет посетителей. На мастер-классы сюда любят приходить и дети, и взрослые:

– В основном люди идут за новым опытом. Им важно даже не готовое изделие, а сам процесс, – говорит обучающий мастер проекта Любовь Журавлева.

Интересным опытом стало проведение особого мастер-класса «В темноте». Всем его участникам завязали глаза и предложили слепить из глины что-нибудь. Результат был неоднозначным. Вот так комментирует свои впечатления одна из участниц:

– Занимаюсь керамикой уже пару лет. Но вы наделили мою деятельность новым смыслом. Сначала был дикий восторг от экскурсии по мастерской вслепую, как ее «видят» ваши мастера. Потом в какой-то момент появились мысли, что я тоже могла бы попасть в такую вынужденную ситуацию, и началась паника. А еще чуть позже отпустило, и я смогла спокойно продолжить. Интересно было потом без повязки посмотреть на мастерскую, на свои кружечки. И затем еще день и полночи осмысливать, что произошло.

Самое дорогое

Если у других людей мастерская вызывает абсолютно разные эмоции, для Марии Тихоновой все определено.

– Внутри меня с этим проектом зародилось такое чувство… Я стала его называть «круглым». Вот когда все происходит как нужно, как правильно, и что-то внутренне тебе подсказывает: «Все нормально. Все так и должно быть. Иди дальше». Это чувство меня сопровождает. Это какая-то внутренняя направляющая.

Не давали опустить руки в трудное время и люди. Мария рассказала, что никогда не смогла бы назвать этот проект только своим, потому что без волонтеров и друзей ничего этого бы не было.

– Мне проект постоянно доказывает, что нет ничего невозможного, и рушит какие-то мои внутренние барьеры, убеждения. К примеру, я считала, что коммерческие организации волнуются только о своем благополучии, но это абсолютно не так. Среди них очень много тех, кто готов помогать. Вообще моя принципиальная позиция – доказать, что бизнес может быть социальным. Поэтому я не хочу регистрироваться как НКО. Если мы приобретем такой статус, это будет уже не социальное предпринимательство. К нам будут по-другому относиться спонсоры, партнеры, инвесторы. Но это все второстепенное.

Самое главное – это, конечно, девочки, их преображение здесь. И то, как изменились мои убеждения насчет людей с ограниченными возможностями…

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram