Стать студентом хотя бы на 2 дня теперь реально. Нужно лишь к желанию учиться прибавить участие в Университете ОП РФ.
Университет Общественной палаты РФ – это серия образовательных мероприятий для успешных и амбициозных лидеров гражданских инициатив со всей России. После сессий в Красноярске и Ростове-на-Дону активные граждане собрались в Москве для финальной встречи 29 и 30 июня. В этот раз участников ожидали круглые столы и тренинги, включившие в себя как командную, так и личностную работу.
– Сюда я прихожу, чтобы получить знания, обменяться опытом. У меня есть стартап. Я озвучил свою идею и получил самую высокую оценку. Некоторые люди в обычной жизни таких вещей не понимают. А здесь люди – профессионалы, – рассказывает генеральный директор Центра профилактики здоровья «Территориия XXI века» Николай Зобов.
Но даже профессионалам нужно продолжать учиться. В программе второго дня Университета одним из самых популярных стал тренинг «Искусство принимать решения». Преподавателем выступил Лев Соколов – доктор экономических наук, профессор, бизнес-тренер. В аудитории собрались лидеры самых разных проектов. Чему бы они хотели научиться?
– Я бы хотела быть уверенной в том, что рассматриваю все варианты решения проблемы, прежде чем сделать какой-то выбор, – поделилась координатор экологического проекта «Вещеворот». – По моему мнению, для НКО самым сложно решаемым вопросом является команда. Не всегда получается правильно мотивировать, зарплата у сотрудников меньше, чем в бизнес секторе. Это один круг проблем. Во второй входит понятие «эмоционального террориста» (прим. автора: эмоциональный террорист – человек, который манипулирует, не позволяет эффективно вести беседу, выплескивая негативные эмоции на окружающих) в числе сотрудников и методы взаимодействия с таким типом людей.
Участниками тренинга становятся и совсем юные лидеры. Елизавете Инашевской 16 лет, и она уже руководит волонтерами автономной некоммерческой организации «Мечта»:
– Моя мама директор этой организации. Я не только в силу возраста и ее присутствия в организации пытаюсь разобраться в ситуации. Мне это интересно, я в этом участвую. А она дает мне советы. Пока мне трудно принимать решения. Какой-то человек видит один путь решения проблемы, я вижу другой. На этой почве может возникать конфликт. Я бы хотела научиться находить компромисс. В дальнейшем я буду расти, область моей ответственности будет увеличиваться. Мне хочется быть уверенной в своих силах, знать, что делать и как делать это более качественно, проявлять себя в качестве лидера для волонтеров.
Что касается тренинга, то он коснулся организации работы того или иного объединения, отбора персонала на позиции – всего, что так или иначе поможет лидерам сделать наиболее правильный выбор. Отсюда и вытекают основные его тезисы. Первый – любое решение всегда влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В его правильности участники разобрались, выполнив одно из заданий. Семь команд работали над проблемой лидера каждой из групп, пытались принять решение, взвесив все плюсы и минусы. На листе ватмана участники расписали ближайшие и отдаленные положительные и отрицательные последствия. После участники поняли, что любые плюсы или минусы биполярны.
Второй тезис – любую проблему нужно рассматривать в контексте цели.
– Прежде чем задать вопрос, нужно подумать, что будешь делать с ответом. Методов принятий решений плохих или хороших не бывает. Когда мы задействуем какой-то метод, мы должны понять, зачем мы это делаем. Если мы говорим, что принимать решение нужно командой, что мы хотим получить? Нам нужно собрать экспертные мнения. Хорошо, давайте посмотрим, есть ли у нас в организации эксперты. Допустим, у нас в организации экспертов по этому вопросу нет. Зачем нам принимать решение командой? И командное решение – это как? Мы собрались и решили все путем голосования? Консенсуса? Лидер послушал мнения, а потом сам решил? Здесь нужно правильно выбирать цель, знать, в какой ситуации ты это делаешь, – комментирует ведущий тренинга Лев Соколов.
Тренер привел пример: «Закупочную процедуру по приобретению турбин хотели сделать прозрачной. Смогли выполнить – на сайте все отображено. Эту турбину год проектировали, потом еще полгода делали, привезли, а она не подошла. А все потому, что не ставили цель сделать подходящую турбину».
Остановились подробно и на четырех уровнях принятия решений. Первый действует по принципу «вот проблема – вот решение». Второй подразумевает проблему с несколькими вариантами решений, из которых нужно выбрать лучший. В третьем есть проблема, но готового решения нет – его надо придумать. Четвертый же сводится к вопросу «а в чем заключается проблема?» Уровням соответствуют и сотрудники. Невозможно однозначно сказать, что для успеха компании или организации нужен обязательно лидер 4 уровня. Все вновь зависит от цели и ситуации.
После тренинга участники поделились впечатлениями:
– Я ожидала услышать немного другое. Думала, что меня научат принимать решения. Это не та тема, на которую я бы хотела пойти. Но я услышала достаточно много хороших вещей, которые смогла бы использовать. В моем проекте есть ряд ключевых позиций, на которые мне в скором времени либо придется отбирать людей, либо, когда появятся новые филиалы, такие же позиции искать, менять. Стало понятнее как собеседовать людей на эти руководящие должности, как максимально эффективно выбрать лидера, – рассказывает Анастасия Евсеева. – Что же касается работы с эмоциональными террористами, у нас уже был опыт принятия решения. В магазине нашего проекта сотрудницы работали неэффективно. Мы спрашивали: «Девочки, почему у вас в магазине беспорядок? Если это ваша область ответственности, это нужно исправить». Они начинали с нами ругаться и после плакать. А то, что с них это нужно спросить, никого не волновало. В результате, мы решили перевести этих сотрудниц в другое место, где они будут работать, не влияя ни на кого, кроме себя. Насколько это эффективно покажет время.
Елизавета Евсеева для себя отметила:
– Очень важно правильно распределить обязанности среди волонтеров при организации мероприятий. Их много, их надо чем-то занимать. Если они не будут выполнять свою задачу, им будет не интересно. Тогда в следующий раз эти люди не придут. А если им дать задачу, с которой они могут справиться, которую им интересно делать, то они будут приходить, им будет интересно общаться друг с другом и они будут себя проявлять в качестве лидеров. Здесь поможет знание об уровнях принятия решений. Когда участники действовали в группах и работали над проблемой командой, мне понравилось, что высказаться дали всем, только после этого приходили к выводам. Они нашли вот способ как договориться всем так, чтобы все были удовлетворены. Я нашла то, что было нужно.
Принятие решений – понятие индивидуальное. Не существует общей схемы, существуют знания, основа. Результат – всегда продукт творчества отдельного человека. Поэтому и называется это искусством.
Фото предоставлены пресс-службой Общественной палаты России.