В центре ездового спорта «Северная надежда», организованном на базе приходского питомника в Костромской области, все дети чувствуют себя как дома. Заботясь о собаках, общаясь с ними, они учатся быть добрыми и ответственными. Это особенно важно для воспитанников детских домов и приютов, а также для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Все детские программы — спортивные, духовно-нравственные, психолого-экологические — проводятся на благотворительной основе, за счет собственных средств. Так, все туристы, отдыхающие здесь, становятся частью большого доброго дела.
Нейский район, сердце Костромской области. Сегодня «Северная надежда» в деревне Великово — это не только всемирно известные гонки на собачьих упряжках, но и место, где дети находят верных пушистых друзей. Ухаживая за своими любимцами, ребята становятся более открытыми, терпеливыми, милосердными и внимательными.
А началась эта история в конце 90-х. При церковном приходе, благодаря настоятелям храма отцу Варфоломею и монахине Параскеве, появилась воскресная школа для местных ребят. Вскоре ее стали посещать воспитанники интерната. Дети, лишенные родительской заботы, начали участвовать в богослужениях, паломничествах, ходить на занятия в созданной театральной студии.
Спустя несколько лет священник и монахиня взяли под опеку 20 мальчиков, посещавших воскресную школу. Для их социально-психологической реабилитации и для того, чтобы появилось объединяющее всех дело, решили приобрести северных ездовых собак, которые отличаются большой любовью к детям. Первым обитателем питомника стал аляскинский маламут Чаур. Дружественный приход в Австралии подарил сибирских хаски. Ребята с радостью заботились о них. Затем начали участвовать с соревнованиях, ездили на выставки, обрели друзей из других городов.
Через какое-то время стали организовывать международные гонки «Северная надежда». Традиционно мероприятие проходит во второй половине февраля. Помимо соревнований, проводятся конференции по канистерапии – довольно эффективным методам реабилитации и лечения с помощью собак.
Взятые под опеку мальчики уже выросли. Учатся, работают, служат в армии, некоторые уже сами стали родителями. Многие выбрали профессию кинолога, ветеринара, инструктора по работе с ездовыми собаками. Куда бы ни занесла молодых людей и их семьи судьба, в «Северной надежде» их всегда ждут в гости, да и работа в питомнике всегда найдется. В то же время в Великово продолжают приезжать дети из реабилитационных центров, интернатов, детских домов.
Сегодня в «Северной надежде» все желающие могут за вполне разумную плату покататься на собачьих упряжках, посетить ферму, сходить в лес с северными ездовыми собаками. Специально для «Аргументов недели» во время своего пребывания в «Северной надежде» этим летом я вел дневник, с которым и предлагаю нашим читателям ознакомиться.
День первый
Середина августа. Погода самая летняя — долгие холодные дожди закончились, уступив место тёплым солнечным дням. Именно в это время мне довелось приехать в «Северную надежду» - место, которое объединяет сразу три деревни — Алексеевское, Великово и Дементьево, и где дружно живут хорошие люди и верные собаки — сибирские хаски и аляскинские маламуты. За окном – поле и вид на деревню. Дальше – бескрайние леса, южная подзона тайги.
В первые же часы сразу началось знакомство с собаками. Инструктор по имени Александр рассказал, что всего хаски и маламутов в питомнике — тридцать две. Почти каждой выделен вольер, но есть и те, кто живут по двое. Как раз ко времени знакомства настала пора гулять. Сначала на лужайку возле вольеров выбежали хаски. Они бегали по поляне, играли, иногда прыгали на меня и даже пытались лизнуть. Некоторые сразу инстинктивно начинали рыть лапами ямы, да так рьяно, что морда была вся в песке.
Потом настала очередь маламутов. На лужайку выбежали Женева и Шторм. Женева — это примерно,как небольшой медведь: 40-килограммовая собака с очень густой шерстью. Шторм не намного меньше. Они тоже пытались играть, как хаски, но запросто могли нечаянно уронить. Ещё в питомнике живёт маламут по кличке Буран. Но его в этот день при мне на прогулку выводить не стали. Ещё бы — 52 кг, да ещё и лает низким таким басом!
После прогулки настала пора опробовать собак в деле. Всё-таки они ездовые. Инструктор показывает мне транспортное средство, которое в летнее время заменяет сани. Когда на улице нет снега — собак запрягают в карт (или скутер, но это не очень верное понятие, как выяснилось). Внешне напоминает большой трёхколёсный велосипед: руль, как у обычного байка, справа и слева по колесу, а между ними — тормоз, на который нужно давить ногой, чтобы периодически регулировать скорость движения. К карту привязан трос, который натягивается, как только собаки начинают бежать вперёд. При этом трос нужно стараться держать в натянутом положении, чтобы случайно при торможении не наехать на четвероногих.
Первые сотни метров держим по грунтовой дороге, ведущей из деревни, где находится питомник. С непривычки часто жму на тормоз, поэтому скорость не очень большая. Когда сворачиваем в лес — уверенности становится больше. Запряжённые в мой карт хаски Ермак и Евфрат начинают это чувствовать и ускоряются, да так, что проехать мимо первой большой лесной лужи не удаётся. Буквально вгрызаюсь транспортным средством в грязь, попутно чувствуя, как ноги немного мокнут по щиколотку. Но движение продолжается. При этом собаки умудряются пить на ходу и быстро отряхиваться от этой самой грязи.
Когда опять выезжаем на просёлок — черно-белые, слегка угловатые Ермак и Евфрат начинают уставать. Приходится подталкивать карт ногой. Как потом выяснится — для первого раза мне подобрали не самых резвых собак, поскольку тройка хаски, например, могла бы вполне скинуть меня — неопытного каюра — в кювет на ближайшем повороте.
Но даже несмотря на то, что к концу путешествия устали и наездник, и собаки — проделанные пять километров показались мне нереально интересным приключением. Руки и ноги устали. Вечером помог разложить еду собакам, а после лёг спать. Утром нужно было рано вставать. На рыбалку.
День второй
Вообще в «Северной надежде» никто тебя не станет будить рано утром. Если только сам заранее об этом не попросишь. Меня расталкивать не пришлось. Чудом проснулся без будильника в 4:45, позавтракал (местные молоко и сыр здесь особенно вкусные и сытные) и был готов к рыбалке. Компанию мне составили Валера, Игнат и Виктор Борисович – немолодой мужчина с седыми усами и бородой. На уже не новой «шестёрке», но зато с электростеклоподъёмниками, мы поехали на реку Шую. Добирались до неё примерно полчаса.
Последний раз до августа 2015-го рыбачил в седьмом классе, поэтому сейчас забыл даже, как правильно насаживать червя на крючок. В том месте, которое я выбрал, в течение полутора часов, с тех пор как мы приехали, не клевало вообще. Игнат и Валера по соседству поставили поставили донки и параллельно ловили на спиннинг. Виктор Борисович (именно он и снабдил меня удочкой) рыбачил неподалёку. Ему и достался первый окунь. После безуспешных попыток поймать хоть что-то на своей позиции, я перешёл к нему. Тем временем он вытащил из реки ещё одну рыбину и оставил меня следить уже за двумя удочками. Напротив был лесистый берег. Вокруг стрекотали сороки, и кричала ещё какая-то другая птица. Пару раз над водой неспешно пролетел ястреб. Внезапно один поплавок ушёл под воду – мне повезло: первый окунь попался и на мой крючок. Рыба очень глубоко заглотила наживку. Стоило только снять улов, как стало клевать ещё. В итоге на уху мы вчетвером всё-таки наловили.
Солнце начало припекать. Рыба ушла от берега, и рыбаки сели обедать. После основной трапезы пожарили на костре сосиски. В начале третьего часа дня поехали обратно в Великово. Ногам в резиновых сапогах было очень жарко, но это не мешало наслаждаться проносящимися вокруг лесами и полями. Дорогу, по которой мы ехали, только недавно разметили. С тех пор, как я последний раз тут проезжал, вокруг мало, что поменялось, но красота этих мест осталась не тронутой.
В этот же день была запланирована баня. После рыбалки с непривычки уснул днём. Проснулся с ощущением, что свою порцию пара и березовый веник уже не получу, но выяснилось, что впереди ещё полчаса. Решил за это время пробежаться и осмотреть окрестности. Сначала путь лежал вдоль небольшого леса, затем по правую руку раскинулись жёлтые поля с ещё не убранными рулонами сена, а по левую можно было видеть красивый огненный августовский закат. И так два с половиной километра в обе стороны. Настоящая русская баня после такой пробежки добавила приятных ощущений. Это отдых, который запомнится на всю жизнь.