Эти ребятишки не вышагивают чинно по дорожкам парка за ручку с бабушками-дедушками. И мамы не дуют им на ушибленные коленки. Умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна — вот наиболее частые диагнозы маленьких пациентов Ояшинского детского дома-интерната, расположенного в поселке Ояш Мошковского района г. Новосибирска. Болезнь лишает их многих радостей детства, а роль родителей берут на себя воспитатели…
Будьте моей мамой!
В коридорах дома-интерната светло и уютно. Стены — в затейливых росписях, на окнах — цветы. Мне навстречу — девочка, на вид лет пятнадцати. Вся в слезах. Как мне потом объяснили, любимая воспитательница ушла в отпуск, вот девчушка и расстроилась. И ничего, что уже 18-й год пошел…
Многие воспитанники дома-интерната выглядят младше своих лет, это обычная ситуация. Не совсем уютно чувствуют себя здесь гости, впервые попадающие в учреждение. Ояшинский дом-интернат для умственно отсталых детей принимает самых «сложных» ребят со всей Новосибирской области. 70 % его воспитанников — дети хронических алкоголиков и наркоманов. Не зря говорится, за грехи родителей расплачиваются дети... Курение, пьянство, наркотики — все, чем в жизни злоупотребляли мамы и папы, прямо отражается на здоровье и будущем их малышей.
Физические дефекты и умственная отсталость делают невозможным воспитание в обычной среде и приводят таких детишек в дом-интернат. Здесь ставят на ноги в прямом и переносном смысле: лечат, учат, решают юридические вопросы. Сотрудники учреждения, фактически чужие люди, на деле становятся ближе кровных родственников.
На месте курятника — детский дом
История Ояшинского детского дома-интерната началась в 1961 году. Тогда для проживания детей-инвалидов администрацией был выделен барак — бывший курятник. Вот так просто — выселили кур, заселили детей.
Наводить здесь порядок начали в 2000 году. Именно тогда в Ояшинском интернате побывал министр социального развития Сергей Пыхтин, в то время только приступивший к обязанностям начальника управления социальной защиты населения при администрации Новосибирской области.
— Приехал я в Ояш, зашел в эти бараки, а там — дети лежачие с тоненькими ножками и смрад от испражнений, — рассказывает Сергей Пыхтин. — Решил во что бы то ни стало сделать для них нормальные условия. Я нашел деньги, получил полное понимание у руководства области, где меня поддержали.
Благодаря содействию министра и хлопотам руководителя детского дома Любови Николаевне Присмакиной дети-инвалиды получили новый уютный дом. Первый корпус учреждения был сдан в 2003 году. Спустя 7 лет, в 2010-м, поселок посетил уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов. Он назвал Ояшинский дом-интернат одним из лучших в России.
Ступени к выздоровлению
Сегодня в интернате работают три отделения: милосердия, психолого-педагогической помощи и социальной реабилитации. Как три ступени к новой, более здоровой жизни. Преодолеть их совсем нелегко…
В отделение милосердия поступают самые тяжелые пациенты. Малыши, которые не могут самостоятельно передвигаться, сидеть и даже глотать еду. Некоторых кормят через зонд. Медицина может многое. Какие-то дефекты развития исправляют хирурги. С 2007 года в Новосибирском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии (НИИТО) проводятся операции для ребятишек из Ояшинского дома-интерната.
Но операция — это еще половина успеха. На ноги детей ставят воспитатели и врачи учреждения. Комплексное лечение, включая ЛФК, массаж, водные и физиопроцедуры, специальный тренажер Гросса, и многое другое — изо дня в день, терпеливо и методично. Для того чтобы дать детям возможность себя обслуживать и самостоятельно передвигаться, делается все возможное и невозможное. Когда это происходит — это счастье и для юных пациентов, и для их наставников.
— Если дети начинают сами ходить, мы переводим их на следующую «ступень» — в отделение психолого-педагогической помощи, — рассказывает Любовь Николаевна Присмакина. — Здесь дети занимаются уже по другим образовательным программам, ходят в кружки бисероплетения, выпиливания лобзиком, где развивают мелкую моторику, на уроки музыки, танцев, работают с логопедами и дефектологами, проходят иппотерапию на ипподроме дома-интерната.
Ежегодно из отделения милосердия в отделение психолого-педагогической помощи переходят по 6—7 человек.
Ближе к совершеннолетию часть воспитанников попадают на третью «ступень» — в отделение социальной реабилитации, где их уже учат жить в реальном мире, совершать покупки и планировать бюджет, готовить, стирать и многое другое.
Для таких ребят сегодня в доме-интернате реализуется новаторская программа социальной адаптации -- проект «Могу жить самостоятельно». Так, подсобное хозяйство дома-интерната не только обеспечивает детский дом овощами, зеленью и молоком (При интернате есть теплица, коровник и даже мини-завод по переработке молока. – Ред.), оно дает возможность учить детей работать на земле и ухаживать за животными.
Выпускники дома-интерната
Не секрет, что наше общество часто жестоко к людям с умственной отсталостью. «Я умнее — значит, я лучше», — рассуждают многие. Но природа мудра, и, обделив в чем-то одном, она может выдать дополнительный «бонус» в другом. Так, среди воспитанников Ояшинского дома-интерната есть отличные поварихи, столяры и художники.
Например, Костя Алексеев (фамилия и имя изменены) по достижению 18-летия был направлен на обучение в Комплексный центр социальной адаптации инвалидов в Новосибирске по специальности «изготовление художественных изделий из лозы», после чего молодой человек вернулся в Ояш и украсил своими работами весь дом-интернат. Другой воспитанник Ояшинского дома-интерната, которому ставили диагноз «легкая степень умственной отсталости», обнаружил недюжинные способности к пению. Теперь он участник известного новосибирского музыкального коллектива…
Многие повзрослевшие воспитанники сегодня живут в общежитии при доме-интернате, работают в стенах самого учреждения. Девушки трудятся на кухне, в прачечной, юноши — скотниками, дворниками, столярами. Все имеют трудовые книжки и получают заработную плату.
Конечно, судьба выпускников детского дома-интерната складывается по-разному. Кто-то попадет во взрослые дома-интернаты, где будут оставаться пожизненно, а некоторым предстоит начать самостоятельную жизнь. Воспитатели и после выпуска не прерывают контактов с ребятами, осуществляют социальный патронаж. Для выпускников это очень важно: ведь воспитатели многим вместо семьи.
Интернат растит параолимпийцев-чемпионов
С недавних пор на базе учреждения действует проект «Яркий мир» — на реабилитацию сюда принимаются «домашние» дети вместе с родителями или другими близкими родственниками. Для детей в стационаре все бесплатно. Родители вносят только символическую плату за свое проживание.
— К нам направляют детей-инвалидов из Новосибирска и Новосибирской области по путевкам от министерства социального развития, — рассказывает директор детского дома-интерната Любовь Присмакина. — Нас очень радует, что во время и после пребывания здесь у деток наблюдается положительная динамика. Родители зачастую просят продолжить курс реабилитации. По согласованию с министерством идем родителям навстречу. В основном курс реабилитации проходят дети с ДЦП и умственной отсталостью. Да, в Новосибирске неплохой выбор реабилитационных услуг для детей-инвалидов, однако многие из них находятся далеко друг от друга, родителям приходится возить ребенка по всему городу.
Недавно при интернате построили новый крытый ипподром. Здесь ребята занимаются на лошадях под присмотром инструкторов. Эти занятия не только развивают двигательные навыки, но и дают заряд отличного настроения. Что тоже очень важно для выздоровления. А совсем скоро в учреждении начнут готовить спортсменов по конному спорту для участия в параолимпийских играх...
Так что не исключено, что в будущем все мы сможем гордиться новыми успехами ояшинских параолимпийцев. Новыми, потому что воспитанники дома-интерната уже не раз участвовали в спортивных соревнованиях по зимним видам спорта и гребле, привозили награды из Америки и греческих Афин.
Марина ЦУРМАСТ
http://msr.nso.ru/structure/establish/09/Pages/default.aspx
Фото с сайта http://academ.info/news/16748