Интерьер самолёта забирает на себя от четверти до трети его конечной себестоимости. Самолёты, которые должны заменить на воздушных трассах иномарки, уже определены. Это – дальнемагистральный Ил-96-400, среднемагистральные Ту‑214, МС-21, ближнемагистральный «Суперджет», региональные Ил-114 и ТВРС-44 «Ладога», самолёт местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал». Работа идёт. При этом интерьеры пассажирских салонов и кабин пилотов в основном существуют в виде эскизов и макетов.
Что стоит за игривым словом «интерьер»? Самолёт не квартира модника, он должен беречь всех, кто находится в его чреве. А это кислородное оборудование на случай разгерметизации, освещение и светящиеся дорожки к аварийным выходам на полу, сотовые панели внутренней обшивки салона, кресла, способные выдержать 16-кратную динамическую перегрузку (16g!) в аварийной ситуации, самонадувающиеся аварийные трапы и плоты, подвод к каждому пассажирскому месту индивидуального обдува от системы кондиционирования (СКВ) и ещё тысяча мелочей, включая скрытые под панелями коммуникации и электропроводку. И абсолютно все материалы и элементы интерьера, обшивка салона, обивка кресел, текстильные покрытия, полки для багажа обязаны быть из негорючих материалов. А у нас с производством негорючих материалов имеются проблемы. На антипиреновое производство тканей, пластиков промышленность свой взор не обращала.
Когда встал вопрос пожаробезопасности интерьера, пошли на сертификационные проверки по горючести. Наши конструкторы всю продукцию забраковали – её нельзя было ставить в самолёты, и это произошло ещё в СССР.
В «Суперджетах» что летают сейчас, все материалы интерьера, кресла, аварийно-спасательное оборудование – заграничные. Всероссийский НИИ авиационных материалов (ВИАМ) в начале века освоил эти пропитки, но делали их в лабораторных условиях, и выходило слишком дорого, покупать импортные было дешевле. Сейчас ВИАМ влился в НИЦ «Курчатовский институт» и пытаются там что-то наладить. Но масштаб пока лабораторный. И как быть? Параллельный импорт? Значит, и здесь надо что-то делать? Без двигателя самолёт не полетит, но без сертифицированного интерьера тоже.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».