Аргументы Недели → Туризм  → Авиа, ж/д транспорт 13+

Китайцы научились собирать суперсамолёты, но пока из чужих комплетующих

, 12:31

Китайцы научились собирать суперсамолёты, но пока из чужих комплетующих

Сделать суперсамолёт теоретически возможно, но сначала извольте обеспечить его всем комплексом систем резервирования, управления, автоматики. С этими требованиями мучились все самолётостроители – и бразильцы, и японцы, и российские, само собой. Тут кроется одна хитрость американцев и европейцев – они придумывают всё новые и новые правила. Сделали малошумный двигатель – подогнали под его характеристики требования для выполнения полётов в своём воздушном пространстве ко всем остальным. Так выкинули из европейского неба лайнеры советского производства. Далее по списку – программное обеспечение, системы предотвращения столкновения в воздухе и множество других, в общем, полезных «фишек». Поэтому построить самолёт, который получит сертификат для полётов по всему миру, очень сложно. Китайские авиастроители попытались.

Хит европейских авиастроителей – узкофюзеляжные лайнеры семейства А320 с 2008 г. собираются в Китае.  Китайские рабочие, инженеры, конструкторы знают, как сделать и как должен выглядеть самый современный пассажирский самолёт. Осенью прошлого года начали собирать самый крупный лайнер семейства А321 вместимостью до 220 пассажиров. До последнего времени это была привилегия американского и германского отделений. Китайцы – великие мастера перенимать знания, копировать удачные и надёжные решения! А потом тиражировать их и продавать по всему миру.

Изначально Советский Союз внёс свою лепту в китайский авиапром. Например, китайский турбовинтовой Xian Y-7 является лицензионной копией советского Ан‑24. А китайский Xian H-6 на основе Ту-16 всё ещё на вооружении.  Есть у китайцев и аналог нашего «Суперджета» – ARJ21. Региональный турбореактивный самолёт, рассчитанный на перевозку от 70 до 115 человек в зависимости от модификации. К созданию этого самолёта русские тоже приложили руки – крыло суперкритического профиля проектировали конструкторы «Антонова».

На конец 2022 года китайцами было собрано 1035 заказов на среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер COMAC С919. Самолёт вторгается в нишу, где сегодня безраздельно господствуют «Боинг-737МАХ» и «Эрбас А320NEO». Он рассчитан на 156–190 мест, дальность полёта – до пяти с половиной тысяч километров. Его соперники также наши МС‑21 и Ту-214.  Но COMAC С919 собран из комплектующих со всего мира.

Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram