Питер Джексон родился в семье фабричного рабочего и домохозяйки, в Пукеруа-Бей, Новая Зеландия, небольшом приморском городке, недалеко от столицы страны - Веллингтона.
Воображение Джексона, единственного ребенка в семье, было вдохновлено живописным побережьем со скалами и пещерами. В раннем возрасте он был очарован телесериалом «Тандербёрды: Международные Спасатели» (британский анимационный научно-фантастический сериал 1965-1966 годов). С его героями, в виде марионеток, футуристическими транспортными средствами и изобретательными спецэффектами, сериал подпитывал интерес юного Питера к научной фантастике и моделированию. К 9 годам он использовал домашнюю кинокамеру своей семьи, чтобы снимать собственные короткометражные фильмы, пытаясь воспроизвести любимые им спецэффекты. Воображение Питера получило еще один мощный стимул, когда он впервые увидел по телевизору фильм «Кинг-Конг» 1933 года. На следующее утро Джексон начал экспериментировать с техникой покадровой анимации, которая так заинтересовала его в фильме. Он так же черпал вдохновение в сериале «Летающий Цирк Монти Пайтона».
Питер Джексон.
Знаменитый режиссер.
Оскар.
Властелин Колец.
Кино.
Начало Карьеры.
В детстве и юности Питер продолжал снимать короткометражные фильмы, придумывая собственные спецэффекты и кропотливо анимируя модели. За образец он брал фантастических монстров, которыми он восхищался в фильмах американского аниматора и режиссера Рэя Харрихаузена. В 16 лет Джексон бросил школу и устроился учеником гравёра в фотоотдел газеты Он продолжал жить с родителями и копил деньги на фотооборудование и пленку. Когда будущий режиссер приобрел свою первую 16-миллиметровую камеру, то для того, чтобы научиться пользоваться этим оборудованием, он решил снять короткометражный фильм. Данный проект, ироничный научно-фантастический хоррор-фэнтези под названием «В Плохом Вкусе», постепенно перерос в полнометражный художественный фильм. Проект занял 4 года его жизни. В то время как его современники поступали в университет или начинали карьеру, Джексон продолжал каждые выходные трудиться над своим проектом. Он написал сценарий, снял фильм, построил все модели и спецэффекты для него, сыграл несколько ролей, включая главную, и нанял соседей и друзей для создания актерского состава.
Питер Джексон арендовал акустическую камеру в Национальном отделе кинематографии на первые несколько дней съемок фильма «В Плохом Вкусе». «Когда я держал в руках эту камеру, я чувствовал себя настоящим режиссером», - рассказал Питер. Спустя годы, когда Джексон купил камеру Film Unit, он позаботился о том, чтобы это оборудование осталось в его пользовании по сентиментальным причинам.
Грант от Комиссии по кинематографии Новой Зеландии позволил Джексону бросить свою основную работу на время труда над своим авторским полнометражным фильмом. К его удивлению, в мае 1987 года Комиссия решила отправить фильм Джексона на Каннский кинофестиваль. Удивительно, но «В Плохом Вкусе», с его актерами-любителями и импровизированными спецэффектами, очаровал посетителей фестиваля, и Джексон заключил контракты на коммерческое распространение фильма в 12 странах.
Путь к Успеху.
После своего триумфа в Каннах Джексон вернулся домой в качестве профессионального режиссера. Киноиндустрия Новой Зеландии все еще находилась в зачаточном состоянии, но глава кинокомиссии страны, Джеймс Бут, поверил в талант Джексона и предложил Питеру партнерство в производстве следующих 2-х полнометражных фильмов. Неожиданный успех «В Плохом Вкусе» продолжился вызывающим кукольным фильмом «Познакомьтесь с Фиблами» (1990). Как и «В Плохом Вкусе», «Познакомьтесь с Фиблами» приобрел культовый статус среди поклонников режиссёра. «Познакомьтесь с Фиблами» изначально задумывался как короткометражный фильм, предназначенный для телевидения, но, после проявления к нему неожиданного внимания японских инвесторов, он быстро превратился в полнометражную картину. «Познакомьтесь с Фиблами» - первое сотрудничество Джексона с командой спецэффектов Ричарда Тейлора и Тани Роджер, которые позже будут работать над всеми его фильмами.
Первый профессиональный полнометражный фильм Джексона «Живая Мертвечина», утвердил его на международной арене как опытного режиссера фильмов ужасов с освежающе головокружительным чувством юмора. После того, как Джексон собрал команду доверенных сотрудников, он стал соучредителем производственного предприятия Weta Workshop для создания спецэффектов для своих фильмов.
К этому времени Джексон наладил профессиональные и личные отношения со сценаристом Фрэн Уолш. Хотя им очень нравились собственные творения в жанре ужасов и фэнтези, коллеги искали проект, который имел бы более широкий диапазон художественного выражения. В «Небесных Существах» (1994) они рассказывают об одном из самых шокирующих убийств в истории Новой Зеландии, когда девочка-подросток убила свою мать с помощью своего лучшей подруги. Джексон проявил необыкновенную чуткость в изучении отношений между этими двумя молодыми девушками и использовал свой растущий опыт работы со спецэффектами, чтобы передать мир фантазий этих девочек. Фильм получил международное признание, в том числе был номинирован на «Оскар» за сценарий Джексона и Уолша. Он также привлек внимание киноиндустрии к доселе неизвестной актрисе-подростку Кейт Уинслет, ставшей, в дальнейшем, настоящей звездой.
Неожиданная смерть Джима Бута, продюсировавшего ранние фильмы Питера Джексона, поставила его в сложное положение. Питер вернулся к своей любви к истории кино и склонности к пародии в псевдодокументальном фильме «Забытое Серебро» (1995). Фильм рассказывает об истории кино на примере вымышленного героя-новозеландца. Затем Джексон обратился к своим жанровым корням в комедийном фильме ужасов «Страшилы». В главной роли частного детектива-экстрасенса он снял Майкла Дж. Фокса.
Менее чем за 10 лет непрерывного кинопроизводства Джексон и его команда создали стали готовы к крупномасштабному проекту, используя обширные наработки для производства спецэффектов. Джексон мечтал об эпическом фэнтези с фехтованием и монстрами, как в фильмах Рэя Харрихаузена о Синбаде-Мореходе. Джексон и Фрэн Уолш изо всех сил пытались придумать оригинальную фэнтезийную историю. Они постоянно обращались к «Властелину Колец», любимой Питером трилогии фэнтезийных романов Джона Р.Р. Толкина (1892-1973). Джексон и Уолш оба читали и любили эти книги в молодости, но они считали, что права на экранизацию уже принадлежат какой-нибудь крупной студии, и что другие продюсеры и режиссеры будут иметь преимущественные права на этот материал.
Властелин Колец.
Права на экранизацию романов Толкина действительно принадлежали независимому продюсеру Саулу Зэнцу, который разбогател на продвижении джазовой и рок-музыки через лэйбл Fantasy Records до того, как выпустил такие престижные фильмы, как «Амадей» (1984) и «Английский Пациент» (1996). Зэнц уже выпустил анимационную версию «Властелина Колец». Анимационный фильм потерпел неудачу в прокате и вызвал критику поклонников книг. Зенц объединил все 3 романа в один фильм. Он не был заинтересован в повторной экранизации материала. В то время у Питера Джексона был продюсерский контракт с Харви Вайнштейном из Miramax Films, который смог получить права на экранизацию трилогии у Зэнца. На разработку проекта ушло несколько лет. После того, как компания Miramax была продана The Walt Disney Company, Дисней дал указания Вайнштейну сосредоточиться на малобюджетных проектах. Дисней настаивал на том, чтобы обширная трилогия была сокращена до одного полнометражного фильма. Джексон твердо верил в то, что это сокращение станет еще одним предательством главной идеи произведения Толкина, которым дорожат миллионы читателей по всему миру.
Рассмотрев возможность сотрудничества со множеством других студий, Джексон, наконец, нашел партнеров в New Line Cinema. New Line была готова поддержать смелый замысел Джексона снять одновременно все 3 книги трилогии. Съемка всего цикла одновременно позволила бы создателям фильма использовать одни и те же декорации во всех 3-х фильмах, ничего при этом не перестраивая. Это также позволило бы избежать повышения гонораров, которое потребовали бы в основном неизвестные на тот момент актеры фильма, если бы первая часть оказалась успешной. Экономия от одновременной съемки всех 3-х картин была бы существенной для всех участников проекта, если бы фильмы стали успешными. При этом было очевидно, что, если первая часть провалилась бы в прокате, вторые 2 части вполне могли остаться незавершенными, и финансовые потери были бы огромными. Это была настоящая авантюра, но компания New Line верила в видение материала Джексоном.
Питер настоял на том, чтобы снимать всю трилогию в своей родной Новой Зеландии, чтобы воспользоваться захватывающими пейзажами страны и возможностями производства спецэффектов, которые он создал в своих предыдущих фильмах. В то время как с более с простым фильмом возможно было завершить основную съемку за месяц или два, съемки «Властелина Колец» держали международный актерский состав проекта в Новой Зеландии в течение полутора лет.
Первая часть трилогии «Братство Кольца» была выпущена в 2001 году. Она получила восторженные оклики от поклонников книг, которые увидели, как их любимая история воплощена на экране с настоящим уважением и любовью. Привлекательность фильма вышла далеко за пределы основной аудитории поклонников Толкина, завоевав широкое признание критиков и огромную международную аудиторию. Фильм получил 13 номинаций на «Оскар». Вторая часть, трилогии «Две Башни» (2002), стала еще одним кассовым успехом и получила еще более восторженные отзывы критиков, чем первая. Ожидания от третьей части трилогии были подняты до невероятно высокого уровня. Никто не мог себе представить, как 3-й фильм серии сможет соответствовать высочайшему стандарту, установленному первыми двумя картинами. Никто, кроме Питера Джексона.
Фильм «Возвращение Короля» вышел в 2003 году. Он не только оправдал все ожидания, но и превзошел их. Зрители были в восторге, а критики назвали картину самой сильной частью трилогии, лучшим фэнтези-фильмом из когда-либо созданных. Представители премии Оскар согласились с этим мнением. Фильм «Возвращение Короля» получил «Оскар» за лучший фильм. Фрэн Уолш получила премию за лучший сценарий, а Питер получил награду за лучшую режиссерскую работу. Фильм выиграл во всех категориях, в которых был номинирован, получив 11 «Оскаров». До этого такое количество премий получили только знаменитые картины «Бен-Гур» (1959) и «Титаник» (1997). Релиз фильма «Возвращения Короля» принес более 1 миллиарда долларов.
Кинг-Конг.
После 8 лет непрерывной работы над «Властелином Колец» можно было ожидать, что Джексон возьмет долгий перерыв. Тем не менее, к моменту выхода 3-ей части трилогии Толкина, Питер уже взялся за реализацию мечты всей своей жизни: ремейка «Кинг-Конга». Питер решил использовать самые современные спецэффекты, чтобы донести эту историю до новой аудитории. Джексон получил аванс в размере 20 миллионов долларов в счет будущей выручки от фильма, что стало самой прибыльной сделкой, когда-либо заключенной режиссером с какой-либо компанией. Он снова решил создавать свой фантастический мир в родной Новой Зеландии. В отличие от предыдущего ремейка фильмов о Кинг-Конге, Джексон сохранил действие в 1930-х годах. Питер нанял целую армию компьютерных аниматоров, чтобы сделать образ гигантской гориллы из фильма по-настоящему правдоподобным. Актер Энди Серкис, который претворил в жизнь анимационного персонажа Голлума во «Властелине Колец», выполнял те же обязанности и для Кинг-Конга. Процесс оживления гориллы осуществлялся с помощью захвата движения, когда электроды помещались в различных точках вокруг лица и тела актера. Его движения транслировались на компьютеры, где они в точности воспроизводились сгенерированным компьютером персонажем.
«Кинг-Конг» Джексона стартовал в прокате достаточно медленно, показав сначала достаточно скромные сборы в Соединенных Штатах. Тем не менее, в течение следующих нескольких недель, он нашел свою аудиторию по всему миру. «Кинг-Конг» стал одним из самых успешных фильмов года, а продажи DVD с фильмов являются одними из самых высоких за всю историю. После 10 лет почти непрерывной работы Джексон, наконец, позволил себе отпуск, который так долго откладывал.
Питер Джексон и его дальнейшая жизнь.
Киноиндустрия Новой Зеландии значительно выросла с тех пор, как Питер Джексон начал снимать фильмы на заднем дворе своих родителей. В 1998 г. в Новой Зеландии было снято всего 4 художественных фильма; 10 лет спустя там стали снимать до 20 фильмов за год. Компании Weta Workshop Джексона и Weta Digital являются ведущими поставщиками спецэффектов и анимационных персонажей для фильмов по всему миру. Комплекс в Веллингтоне включает в себя 3 обширные звуковые сцены, помещения для постпродакшна, дизайнерские студии и склады, заполненные специализированным реквизитом и транспортными средствами.
Используя все эти ресурсы, Джексон сотрудничает на расстоянии с другими ведущими режиссерами мира, включая Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга. Питер создал спецэффекты для 3-х мерного научно-фантастического эпоса Кэмерона «Аватар» и руководил постпродакшном киноверсии классического бельгийского детского комикса «Тинтин» Спилберга. Джексон планирует снять второй полнометражный фильм про Тинтина самостоятельно. Продюсером будет Стивен Спилберг. Летом 2009 года на экраны вышел «Район Номер 9», научно-фантастическая аллегория, действие которой происходит в Южной Африке. Её режиссером выступил протеже Джексона, Нил Бломкамп. Джексон спродюсировал фильм и профинансировал его первоначальную разработку.
Несмотря на эту обширную производственную деятельность, Питер Джексон также продолжает свою режиссерскую деятельность. Пите и Фрэн Уолш адаптировали для экранов бестселлер Элис Сиболд «Милые Кости», в котором убитая девушка смотрит с небес и вспоминает свою жизнь и смерть, наблюдая, как ее семья и друзья живут без нее. Выход фильма в прокат в декабре 2009 года еще раз продемонстрировал режиссерские таланты Джексона за пределами жанра фэнтези. Преодолев серию задержек с производством картины и спор по контракту с New Line Cinema, Джексон спродюсировал и снял трилогию фильмов по еще одному произведению Толкина - «Хоббит». 1-ая часть серии «Хоббит: Неожиданное Путешествие» (2012) собрала более 1 миллиарда долларов по всему миру. В 2013 и 2014 годах за ней последовали «Пустошь Смауга» и «Битва Пяти Воинств».
Помимо наград международного киносообщества, Питер Джексон был награжден британской Короной за заслуги перед кинематографом и Новой Зеландией. В 2002 году королева Елизавета II сделала его кавалером новозеландского ордена «За Заслуги». В 2012 году Питер был посвящен в кавалеры Ордена (KNZM), а в 2012 году он удостоился Ордена Новой Зеландии (ONZ) - высшей награды своей страны.
В 2018 году Питер Джексон ошеломил зрителей полнометражным документальным фильмом «Они Никогда не Станут Старше». В фильме собраны архивные кадры Первой мировой войны, отреставрированные, дополненные и раскрашенные в цифровом виде. Кадры сопровождаются повествованием, взятым из записанных интервью с ветеранами. Благодаря захватывающему дух технологическому ноу-хау и тщательному вниманию к историческим деталям, Джексон сумел перенести свою аудиторию на 100 лет назад, погрузив зрителей в реальность войны на Западном фронте.
Сегодня сэр Питер Джексон и Фрэн Уолш поселились на полуострове Мирамар (пригород Веллингтона) в Новой Зеландии. У них двое детей.
В публикации частично использованы материалы Academy of Achievement.