Не так давно в сети появилась информация о том, что разработчик видеоигр Epic Games и автор всемирно известных конструкторов Lego собираются создать метавселенную для детей. По задумке авторов, виртуальный мир для несовершеннолетних будет строиться на принципах безопасности, конфиденциальности и наличия инструментов, которые позволят и юным игрокам, и их родителям контролировать их пребывание в метавселенной. В частности, компании обещали «защищать частную жизнь детей, ставя их интересы на первое место».
Концепция хороша на словах, однако весь схожий опыт западных гигантов показывает, что реализовывать подобные «праведные» замыслы бизнесмены не спешат. Здесь впору вспомнить несколько совершенно русофобских частей Call of Duty, множество других игр, которые полны жестокости и насилия, а возрастной ценз лишь рисуют на обложке. Да и известные IT-гиганты вроде Instagram* и YouTube уже успели «отличиться» своими якобы детскими сервисами. Свидетельство тому – множество скандалов вокруг YouTube Kids, TikTok и других социальных сетей, которые лишь для вида заявляли о принципиальном отношении в работе с детьми, а на деле посредством алгоритмов показывали несовершеннолетним совершенно не детский контент.
Так, например, вышеупомянутый YouTube Kids пытаясь ради денег привлечь и удержать совсем юную аудиторию несколько лет оставлял включенной по умолчанию функцию воспроизведения. За счёт этого маленькие дети могли чуть ли не бесконечно потреблять контент, который зачастую бывал сомнительным. Вплоть до роликов, призывающих к диетам, и даже к самоубийству. Такой циничный подход не оценили даже сами американцы, общественники и члены Конгресса США начали массово высказывать недовольство и лишь после этого сервис убрал автозапуск по умолчанию. При этом сама компания даже не отрицает, что системы YouTube Kids могут не исключать весь неприемлемый контент.
«К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации», – отмечает директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
Кроме того, зачастую западные корпорации даже не утруждают себя попытками какой бы то ни было модерации, а лишь отделываются стандартными предупреждениями и прикрываются от законов и общественного возмущения размытыми формулировками. А пока в погоне за сверхприбылью IT-гиганты игнорируют общепризнанные законы морали, страдает психика детей и, к сожалению, российских в том числе. Более того, большие компании иногда не только игнорируют, но и нагло попирают мораль и совесть. Так, несколько лет назад выяснилось, что YouTube рекламировал свою популярность среди детей производителям игрушек, и ненадлежащим образом собирал информацию о несовершеннолетних, нарушая ограничение на сбор данных детей до 13 лет.
Не стоит забывать и о том, что в последнее время пресловутый YouTube и другие западные платформы открыто поддерживают русофобскую политику. Об этом неоднократно заявляли ведущие эксперты, общественники, депутаты, в том числе и от Краснодарского края.
«Как родитель, у которого трое сыновей, я понимаю опасность ухода в вирутальный мир детей-подростков. Игровые платформы и сервисы движутся в сторону еще большего омоложения аудитории. На это же направлены различные коллаборации с производителями игрушек. Например, некоторые игровые наборы популярного конструктора содержат только видеоинструкции по сборке. Чтобы собрать модель – нужно скачать приложение. Граница между виртуальностью и реальностью стирается – вот игровая фигурка у тебя в руках, а вот ты с ней уже проходишь квест на планшете. Производители увеличивают свою прибыль, не задумываясь о негативном влиянии на детскую психику и здоровье. Впоследствии это приводит к отсутствию навыков для жизни в реальном мире и способностей критически оценивать информацию, рассуждать логически. И не всегда родители могут справится с этим довлеющим информационным потоком в отношении ребенка. В некоторых странах, например, на законодательном уровне введен запрет на онлайн-игры для подростков в будние дни. У нас постоянно дорабатывается и совершенствуется законодательство о защите детей от негативной информации и наносящей вред как психическому, так и физическому здоровью детей», – отмечает кубанский депутат Госдумы Сергей Алтухов.
Циничное поведение западных IT-гигантов вкупе с отсутствием нормальной модерации для детей заставляет всерьёз задуматься о безопасности и ценностях будущего поколения. Дети, помимо прочего, в силу неокрепшей психики и несформировавшегося мнения не может объективно и критически фильтровать информацию, льющуюся неконтролируемым и бурным потоком.
К счастью, в этом мрачном царстве лицемерия и цинизма есть и светлый луч. Уже сейчас российская IT-промышленность вовсю работает над импортозамещением западных платформ и вполне успешно с этим справляется. В пользу этого говорят последние успехи «ВК», «Рутуба», массовый приток пользователей на эти площадки. И, в отличие от продажных и политически ангажированных западных корпораций, российские продукты намерены как следует заботиться о безопасности контента, в особенности для детей. Так, Екатерина Мизулина подчёркивает, что будущие российские продукты в Лиге безопасного интернета тщательно протестируют, прежде чем пускать туда детей.
* компания-владелец Meta признана экстремистской организацией.