> Знание закона освобождает от ответственности или что нужно знать при контакте с «системой». Три «золотых» статьи Конституции - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Знание закона освобождает от ответственности или что нужно знать при контакте с «системой». Три «золотых» статьи Конституции

18 мая 2023, 16:39 [«Аргументы Недели», Константин Куликов ]

"Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает" (Станислав Ежи Лец)


Тот кто взаимодействовал с так называемыми госорганами, скорее всего сталкивался с каким-либо требованием, или отказом. «Поставьте вот тут подпись», «фото и видеосъёмка тут запрещена» «этого мы не сообщаем», «а вам для этого надо записаться на личный приём» и т.п. И что характерно большинство людей обычно соглашается и выполняет, хотя это далеко не всегда устраивает того, кому выдвигают требования или отказывают. Понятно что обычный человек, не знает, да и наверное не должен знать все законы и тонкости законодательства, их очень много и далеко не каждый юрист знает все основы, не говоря уже о всех законах. И вот тут, важно понимать, что есть всего три статьи Конституции РФ, которые существенно увеличивают шансы отстоять правоту человека. Всего три статьи Конституции РФ, которые могут решить «вопрос» и применимы в 100 % случаев, при контакте с сотрудниками структур РФ. Будь то МВД, прокуратура, налоговая, суд, администрация, школа и т.д. Нужно запомнить всего три статьи-Статья 24, Статья 28 и Статья 55. Моделируем ситуацию…

Сотрудник: «Здесь запрещено вести видеофиксацию»

Человек: «Сошлитесь на норму права или документ в соответствии с Конституцией РФ Статьёй 24 часть 2 и статьёй 55 часть 3, где прописано, что здесь запрещена видеофиксация» (кстати, где и когда можно, а когда нельзя фото и видеофиксацию, подробно тут).

Или другая ситуация…

Сотрудник: «Снимите головной убор в помещении, это запрещено правилами организации».
Человек: «я действую в соответствии со своими убеждениями (не обязательно религиозные), такое право мне даёт Конституция РФ Статья 28, и правила не могут ограничить моё право, так как в соответствии с Конституцией РФ Статьёй 55 часть 3, мои права может ограничить только федеральный закон, а правила им не являются».
Итак, давайте подробно рассмотрим о чём эти статьи, когда и как их следует применять.

Статья 24. Основания

Начать следует с оснований. Если вам в чём-то отказывают, или от вас что-то требуют сотрудники структур РФ, то у них должны быть основания. Все сотрудники структур РФ, обязаны руководствоваться законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и должностными инструкциями (на это прямо указывает Конституция РФ Статья 15 и Федеральный закон N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. Статья 10). Это значит, что он не может самовольно действовать основываясь только на своих «хотелках», должен быть или закон, или документ где прописаны его действия. В ином случае он рискует «попасть под статью», к примеру Статью 140 (Отказ в предоставлении гражданину информации), Статью 285 (превышение должностных полномочий) или 330 (Самоуправство) УК РФ. И что важно в этой ситуации, так это то, что если ограничивают ваши права, то они обязаны сослаться на норму права.

Конституция РФ Статья 24 часть 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Так же следует учитывать Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ Статья 8 часть 2. Гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы. Часть 4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина (Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм).

В общем вас обязаны ознакомить с документами, если ситуация хоть как-то затрагивает ваши права и свободы. Кроме того, если отказываются, можно вызвать полицию, которая не только обязана пресечь правонарушение, но так же обязана ознакомить с такими документами. По закону всё просто, вас ограничивают в правах, но нет документа, то значит это нарушение, и полиция обязана зафиксировать нарушение и принять меры (если именно сотрудники полиции нарушают ваши права, то об этом следует сообщить в полицию и прокуратуру).

Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Статья 5. часть 7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 12. часть 1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

11) выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

Что такое документ? Как вы видите, согласно Конституции РФ и федеральных законов, вас обязаны ознакомить именно с документом, ни ссылкой на сайт, ни с информацией, где взять этот документ, а именно с документом (сотрудники структур любят отправлять людей в интернет, на сайты, где якобы размещены документы в свободном доступе, а обязаны ознакомить с документом, а не с сайтом). Согласно логике, да и просто здравого смысла, понятно, что документ, это то, что содержит реквизиты, и пожалуй в первую очередь печать и подпись уполномоченного должностного лица. Как пример, определение документа дано в Федеральном законе №77 "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994, документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

О том, что документ должен содержать такие реквизиты как подпись и печать, прописано и в ГОСТ, а именно ГОСТ Р 7.0.8-2013 пункт 3.2.1. подпункты 52, 57, 58, 60; ГОСТ Р 7.0.97-2016 пункт 4 подпункты 22 и 24, пункт 5 подпункт 5.24, равно как и копия документа, согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 пункт 5 подпункт 5.26. ГОСТ Р 7.0.8-2013 пункт 3.1 подпункт 23. копия документа: Экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и подпункт 25. заверенная копия документа: Копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость. ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования, которые указаны в пункте 3.1 и 3.2; Так же допускается заверение копии электронной печатью (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об электронной подписи Статья 6.). Если у «документа» отсутствует подпись и печать, то это не является документом по определению, кроме того, это означает, что ответственность за написанное никто не несёт, а значит и не обладает какой-либо юридической силой. Тут важно понимать, что официальное опубликование, в соответствии с Конституцией РФ Статья 15 3., для всеобщего обозрения, это только одно из условий, что бы документ действовал, и это условие не является единственным (подпись и печать полномочного должностного лица, а если это Закон, то в соответствии с Конституцией РФ Статья 105, принятие Думой РФ и рассмотрение Советом Федерации, регистрация НПА в Минюсте – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305, Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763, Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 и т.д.).

Специально для сотрудников структур которые любят ссылаться на документы. Которые якобы где-то на сайтах в свободном доступе. Как показывает практика, далеко не редкость, когда взламывают государственные сайты РФ и вносят там изменения в информацию на сайте, в том числе и в постановлениях. Приведу несколько примеров:

Базу данных россиян выставили на продажу от лица МИД России,

у пользователей «Госуслуг» взломали личные кабинеты,

на сайте «Госуслуги» после взлома разместили информацию о том что коронавируса не существует, а куар коды являются планом мирового правительства,

хакеры взломали сайт Росприроднадзора и разместили там карикатуру,

на сайте мэрии Сочи хакеры внесли изменения в постановление мэра.

Очевидно, что любой документ на сайте могут подменить и что, если его скачают в тот момент, когда он подменен, он будет действовать? Конечно нет. Информация на сайте носит только справочный характер, и не имеет юридической силы (особенно если на сайте у «документа» отсутствует подпись и печать).

Статья 55. Документ это не закон.

Далеко не каждый документ может ограничить ваши права. В любых ситуациях, где пытаются ограничить ваши права и свободы, следует помнить, что в соответствии с Конституцией РФ Статья 55 часть 3, права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены только федеральным законом (Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), а в соответствии со Статьёй 105 пункт 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Постановление правительства губернаторов, приказы, указы, инструкции и прочее, это всё исполнительная власть, а не законодательная, т.е. это не законы, а потому самостоятельно ограничить права человека и гражданина не могут. Что значит самостоятельно? Приведу пример, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Статья 10. Правительство Российской Федерации: а.2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Как видим, в пункте а.2) этого закона, сообщается о правилах, т.е. они имеют прямое отношение к закону, и в законе это указано, значит они могут ограничить права (при условии, что они существуют в виде документа с подписью уполномоченного должностного лица и государственной гербовой печатью). А если это просто инструкция или правила организации и т.п., о которых в законах ничего нет, значит и ваши права они ограничить не могут.

Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции РФ). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 Статьи 76 Конституции России).

Статья 28. Защита религиозными и иными убеждениями.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Особенностью этого права является то, что каких-то конкретных ограничений и запретов тут нет, если вы не нарушаете права других людей. Вы можете верить в кого угодно и во что угодно, и не обязаны кому-то, что-то доказывать (убеждения не обязательно где-то записаны и т.п.). И если ваши религиозные и иные убеждения не совместимы с тем что бы снять головной убор, поставить подпись, сдать свою биометрию и ДНК и т.д., то это уже будет являться основанием для отказа.

Свобода религии или убеждений — одно из фундаментальных, основных прав каждого человека. Это право всеобщее, оно одинаково принадлежит всем людям везде, вне зависимости от того, кто они, где живут, сколько им лет и какой у них пол; не важны ни их этническая или расовая принадлежность, ни то, во что они верят или не верят.

Свобода религии или убеждений — это совокупность разносторонних прав, диапазон разных, но связанных тем. В частности, она включает свободу придерживаться религии или каких-то убеждений в чём угодно. Свобода религии или убеждений — не привилегия, которую выдаёт правительство, а право, присущее каждому от рождения. Это отражено во Всеобщей декларации прав человека (обязательно к исполнению согласно Конституции РФ Статьи 15 часть 4), Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Так же это сказано и в Конституции РФ Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

За воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений, или отказу от них, предусмотрена ответственность - КоАП РФ Статья 5.26.
Это в принципе применимо ко всем сферам жизни и деятельности, тут только следует учитывать Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ Статью 3 часть 2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так что если указанной необходимости нет, то право на религиозные и иные убеждения вполне применимы. Я применял это право на практике неоднократно, и всегда получалось. Был период времени, когда я путешествовал по Азии, а там при прохождении паспортного контроля, требовали дактилоскопию (оставить свои отпечатки пальцев).

Так вот, в таких странах как Комбоджа, Тайланд, Лаос у меня при прохождении паспортного контроля просили оставить отпечатки пальцев. Однако, в каждой из Конституций этих стран была статья, подобная Статье 28 Конституции РФ, я делал распечатку этой статьи, и просто показывал, со словами: «моя религия запрещает мне оставлять вам отпечатки». После чего меня пропускали, а все остальные их сдавали.

Как итог. Многих из вас, кто начнёт применять эти статьи Конституции, действительно может удивить, то, что большинство требований и отказов должностных лиц, не имеют никаких правовых оснований. Вполне может оказаться так, что то, что якобы общепринято, в действительности нигде не зафиксировано (пример, часто просят расписаться как в паспорте, но нет никакого закона и документа обязывающего вас ставить роспись как в паспорте). А если где-то, что-то и прописано, то отсутствует в виде документа с подписью уполномоченного должностного лица и печатью, а значит не имеет юридической силы, и не может вас никак ограничивать. Проверьте и удивитесь…

Читайте так же:

Принудительный сбор биометрии и ДНК, существует ли возможность отказаться

Добровольно-принудительная биометрия уже в России

Как отказаться от сдачи биометрии: какие могут быть «подводные камни»

Добровольно-принудительная цифровизация в России: образование Часть 1

Добровольно-принудительная цифровизация в России: образование Часть 2

Разрешено все, что не запрещено



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте