«Только школе не справиться с улучшением преподавания русского языка»
6 ноября 2013, 23:00 [ «Аргументы Недели» ]
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при правительстве РФ. Документ подготовлен Минобрнауки России. Совет создается для рассмотрения ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка. Решения этого совещательного органа будут носить рекомендательный характер. Специально для «АН» на вопрос «Нужно ли повышать качество изучения русского языка в нашей стране?» отвечают…
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Иван Сергеевич Тургенев будет переворачиваться…»
- Безусловно, нужно. Есть несколько факторов, которые снижают языковую культуру в стране. Во-первых, сленг молодежных радиостанций. Во-вторых, общение посредством смс, где существует собственное представление о грамоте. И, в-третьих, общее понижение престижа образования, несмотря на повышение престижа дипломов.
Но я уверен, что одной только школе не справиться с улучшением преподавания русского языка. Благодарю все радиостанции, телепрограммы и газеты, где бывают сюжеты или рубрики, типа «Говорим по-русски» или «Как правильно написать или сказать?» (знаю, что эти рубрики встречаются крайне редко, поэтому и благодарю).
Я убежден, что, если мы не будем общими усилиями (в том числе и с помощью информационщиков) заниматься повышением языковой культуры, то Иван Сергеевич Тургенев будет переворачиваться с боку на боку и приговаривать: «А ведь был могучий и свободный…».
Игорь Волгин, писатель, историк, поэт, телеведущий, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, академик РАЕН, профессор:
«Язык, как дух, дышит, где хочет»
- Национальная катастрофа, в которую была ввергнута страна в начале 90-х, не могла не ударить и по «великому и могучему», который в неизмеримо большей степени, нежели любые другие узы (экономические, идеологические, военные и т.д.), объединял и скреплял ее бесконечные пространства.
Повсеместное вытеснение русского языка из стран ближнего зарубежья (не говоря уже об ослаблении интереса к нему в зарубежье дальнем) – это не только житейская, лингвистическая или, положим, культурная драма. Это еще и глобальный обвал, не могущий не повлечь необратимые геополитические сдвиги. Они будут печальны как для России, чье духовное присутствие на просторах бывшего русского мира сводится на нет, так и для самих этих стран, где растет поколение, которое с потерей русского языка лишается культурной памяти и, очень похоже, достойной культурной перспективы. Оно обречено расплачиваться собственным будущим за грехи неразумных отцов.
Вообще-то будущее языка зависит от будущего страны. Сильная мировая держава, обладающая цветущей культурой и развитым научным потенциалом, не может не оказывать мощного лингвистического воздействия на всю ойкумену, то есть на освоенную человечеством часть мира. Язык, как дух, дышит, где хочет. Он не поддается ни ведомственной, ни корпоративной опеке.
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН, глава Попечительского совета телеканала «Просвещение»:
«Сама среда – интернет, СМИ, жаргон и легкое отношение очень влияют на уровень знаний языка»
- Очень нужно. Более того, это является очень важной проблемой и для школ, и для вузов. Но, несмотря на все усилия и программы, мы еще не добились желаемого результата и того, какое место должен занимать русский язык. Школьники, которые приходят в университет, практически не знают классику, плохо пишут сочинения (бывает, что почти половина абитуриентов получает двойки). Школы в силу разных причин не уделяют внимания его изучению. Кроме этого, сама среда – интернет, СМИ, жаргон и легкое отношение (незнание первоисточников) очень влияют на уровень знаний языка.
Не удивительно, что сейчас многие университеты даже вводят на первых курсах предмет «русский язык», причем, для всех факультетов, а не только для филологических.
Анна Шатилова, народная артистка России, экс-диктор Центрального телевидения СССР:
«У меня такое ощущение, что они не ходили в первый класс»
- Об этом надо кричать, потому что сейчас жуткое пренебрежение к русскому языку! Нам в дикторский отдел постоянно звонили артисты и политобозреватели, потому что знали, что у нас есть, скажем, словарь ударений (много словарей). Раньше люди, выходя в эфир на всю страну, очень ответственно подходили к слову. А сейчас ведущая одного шоу, которая каждый день в эфире (не буду называть ее фамилию), вместо слова «будет» всегда говорит «буит». А что творят с числительными…
У нас была специалист по русскому языку, которая приходила в программу «Время» и просматривала репетиции. «Шатилова, - говорила она по телефону, - вы сегодня читаете «Время», и у вас могут возникнуть трудности с произношением названия новой страны и ее президента. Этого еще нет в словарях. Я звонила в посольство и все узнала. Листочки с крупными буквами висят на стенах студии. Красным цветом подчеркнуты трудные места».
Про нынешние сериалы я вообще молчу: актриса в фильме абсолютно безграмотно произносит фразу. Неужели рядом с ней не стояли режиссеры, редакторы или осветители? У меня такое ощущение, что они не ходили в первый класс, – настолько безграмотно молодое поколение артистов.