Победители остались за кадром
15 апреля 2013, 10:59 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
В конце прошлой недели в Петербурге в четвертый раз вручили Премию Сергея Курехина, предназначенную самым смелым и своеобразным деятелям современного российского искусства. От церемонии награждения публика тоже ждала смелости и своеобразия.
А получила Марата Гельмана во всех ракурсах, много хорошей музыки и… легкое разочарование.
В фойе Центра современного искусства имени Курехина зрителей встречали телекамеры, Марат Гельман, которого, казалось, клонировали (с такой скоростью он перемещался из угла в угол), щедрый буфет и невыносимый сквозняк. Ждать начала церемонии пришлось целый час.
Наконец на сцене появились объединенная команда Эрмитажного оркестра, оркестра 4'33 под управлением Алексея Айги и несколько музыкантов «Поп-механики». Откуда-то из горних высей раздался голос ведущего. Вручение премии началось.
В прошлом году церемония прошла на одном дыхании: члены жюри пели, перебрасывались остротами, по залу носились какие-то невесты, матросы и ангелы. Все напоминало то ли мистерию, то ли буффонаду, то ли «Поп-механику».
В этом году члены жюри, даже самые именитые, вроде комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна, выглядели блекло. Исключение составил, пожалуй, лишь Александр Боровский, вручивший почетный приз церемонии художнику и поэту Владлену Гаврильчику со словами: «Когда-то очень давно Гаврильчик победил в пробеге имени Берии. С тех пор он всегда бегал от власти и всегда побеждал».
Что касается других молодых победителей, то многих из них в зале, увы, не оказалось. Не приехали в Петербург куратор красивейшего проекта «Лицо невесты. Современное искусство Казахстана» Наиля Аллахвердиева (победитель в номинации «Лучший кураторский проект»), глава «Архстояния» Антон Кочуркин («Искусство в общественном пространстве»), певица Намгар, выпустившая альбом «Рассвет праматерей» («Этно-механика»), художник Виктор Алимпиев, автор проекта «ВОТ» («Лучший медиа-объект»), не пришел даже обладатель Гран-при «Поп-механика» за оперу «Два акта» петербуржец Владимир Раннев.
Лично присутствовали на церемонии только пять победителей. Приз за лучший текст о современном искусстве получила Екатерина Андреева («Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946–1991»). Награду за лучшее произведение визуального искусства унесли домой Елена Губанова и Иван Говорков (проект «Красное Смещение»). Призу Французского института — трехмесячной стажировке в Париже — публично порадовался Дмитрий Морозов. Наконец, приз в номинации «Электромеханика» за альбом Saints забрал представитель петербургской группы Monocle.
Юноше пришлось несладко: награду ему вручал изрядно подвыпивший продюсер Андрей Тропилло. Начал Тропилло, однако, с того, что сжал в объятиях Алексея Айги и спросил, как того зовут. Айги, недолго думая, представился Степаном. Тропилло тут же признался ему в любви, на что музыкант парировал: «В этом городе такие вещи говорить нельзя».
Вообще Айги и другие музыканты, подобно атлантам, держали готовую обрушиться в пучину хаоса церемонию на своих плечах. Оркестр играл мелодии Курехина и Айги, сам Алексей то дирижировал залом, заставляя его хором произносить шипящие, то играл на рояле в пин-понг, то катал по нему заводные игрушки. Безумную песенку про мальчика-зайчика и папу, зашитого в шапку, исполнил облаченный в белую юбку и две пары солнечных очков Герман Виноградов. Страшно вращала глазами и не менее страшным голосом пела про победившего Меркурия Вера Сажина. Выводила невероятные голосовые рулады Сайнхо Намчылак, которой вторили на своих инструментах Александр «Фагот» Александров и саксофонист Сергей Летов.
Печально же было от того, что не получилось главного — знакомства с новоиспеченными обладателями премии. По огромным экранам показывали в основном не их работы, а абстрактные заставки. О том, что перед началом церемонии в Курехинском центре открылась выставка работ номинантов премии, узнали далеко не все. Со сцены звучала прекрасная, но не новая, не их музыка.
Хорошо бы в следующий раз все было иначе. Ведь Премия Сергея Курехина в своем роде уникальна, она действительно открывает интересные имена и лишний раз обращает внимание на уже состоявшихся художников, музыкантов и кураторов.