9 февраля 2023 г. мировые новостные агентства взорвались сообщениями: «Американская компания Илона Маска SpaceX установила новую веху в ракетостроении. На прототипе ракеты-носителя с 33 ракетными двигателями запустили 31 из них одновременно в течение пяти секунд. Испытания установили новый рекорд по наибольшему количеству одновременно запущенных ракетных двигателей. Предыдущий рекорд принадлежал советской сверхтяжёлой Н1. Но Super Heavy осталась цела, а Н1 взорвалась».
Илон Маск по поводу испытаний заявил, что его полностью многоразовый тяжёлый двухступенчатый ракетный корабль Starship на этом двигательном блоке сможет поднимать на низкую околоземную орбиту полезный груз весом 150 тонн и сможет совершать до 3 полётов в неделю. А в одноразовом варианте Starship способен поднять 250 тонн... В марте команда Маска обещает полноценный испытательный пуск. НАСА уже давно заключило с компанией SpaceX контракт на разработку тяжёлого ракетоносителя, который будет приземляться и взлетать с Луны.
Георгий Костин, в 1973–1993 годах разработчик и организатор производства двигателей для «Союза», «Протона», СС-20 и «Энергии-Бурана», доктор технических наук, профессор, в 1995–2000 годах – председатель комитета ГД РФ по наукоёмким технологиям считает, что проведено не ресурсное стендовое испытание двигательного блока, а всего лишь проверка запуска блока в земных условиях. Маршевые двигательные блоки практически всех без исключения ракетно-космических кораблей работали на связках не более чем из 4 двигателей. Работа большего числа двигателей в связке выдвигала массу проблем, которых разработчики пока объективно избегали. Это и сложнейшая система запуска и слаженной работы двигателей, и управление ракетой-носителем, и взаимное влияние работы двигателей друг на друга, и управление частотным полем системы, и функционирование системы при отказе некоторых двигателей и т.д. Работы достаточно. Маск – человек смелый, может, что у него и выйдет. Но проведение в США испытания двигательного блока для сверхтяжёлой ракеты-носителя с полезным грузом 150 тонн – это не только «новая веха в ракетостроении», но и плевок российскому ракетостроению. Мы ещё 2–3 года назад могли создать ракету-носитель сверхтяжёлого класса, значительно раньше США, теперь оказались в позорной толпе догоняющих.
Созданные на сегодня в России космические объекты нападения и защиты решают важнейшие частные задачи, но не являются комплексной системой владения околоземным космическим пространством. Остаётся только одно: создать вокруг себя аэрокосмическую зону пустоты, то есть зону непроникновения в неё объектов контроля, спутников и нападения. Возможно это? Вполне. На мир надвигается эра звёздных войн. США её объявили. И мы от неё не в стороне. Опережающее создание комплексной системы защиты космического околоземного пространства на многие годы бескомпромиссно обеспечило бы стратегическую безопасность России.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».