9 февраля 2023 г. мировые новостные агентства взорвались сообщениями: «Американская компания Илона Маска SpaceX установила новую веху в ракетостроении. На прототипе ракеты-носителя с 33 ракетными двигателями запустили 31 из них одновременно в течение пяти секунд. Испытания установили новый рекорд по наибольшему количеству одновременно запущенных ракетных двигателей. Предыдущий рекорд принадлежал советской сверхтяжёлой Н1. Но Super Heavy осталась цела, а Н1 взорвалась».
Что в сухом остатке? Советская «лунная» сверхтяжёлая ракета Н1 с 30 двигателями в четвёртом пуске в 1972 г. за 106 секунд, набрав высоту 40 километров, потерпела аварию. Был бы жив С.П. Королёв, следующие пуски после доработок, возможно, достигли бы начальной цели – околоземной орбиты. У создателей Н1 не было возможностей проводить огневые испытания первой ступени носителя на стенде, как это сделал Илон Маск.
А вот реакция на сегодняшние испытания у российских профессионалов-ракетостроителей оказалась очень острой. И совсем не потому, что американцы раньше всех обоснуются на Луне и полетят к Марсу. Георгий Васильевич КОСТИН, в 1973–1993 годах разработчик и организатор производства двигателей для «Союза», «Протона», СС-20 и «Энергии-Бурана», доктор технических наук, профессор, в 1995–2000 годах – председатель комитета ГД РФ по наукоёмким технологиям поделился с читателями «Аргументов недели» знаниями и опасениями.
Кудесник Маск на коне?
Илон Маск по поводу испытаний заявил, что его полностью многоразовый тяжёлый двухступенчатый ракетный корабль Starship на этом двигательном блоке сможет поднимать на низкую околоземную орбиту (видимо, подразумевается круговая орбита высотой 200 км) полезный груз весом 150 тонн и сможет совершать до 3 полётов в неделю. Оптимистично! А в одноразовом варианте Starship способен поднять 250 тонн... В марте команда Маска обещает полноценный испытательный пуск. НАСА уже давно заключило с компанией SpaceX контракт на разработку тяжёлого ракетоносителя, который будет приземляться и взлетать с Луны.
Многоразовая сверхтяжёлая ракета-носитель Super Heavy будет использоваться в качестве первой ступени только для взлёта с Земли. Вот её и испытывали, на половинной мощности. Один двигатель Raptor 2 (из 33!) команда испытателей вырубила перед самым зажиганием, ещё один Raptor 2 не проработал на земном стенде и пяти секунд. То есть забот у инженеров SpaceX впереди – море. Ракетная система из США, конечно, внушает уважение даже своими габаритами – 120 метров в высоту и 9 в диаметре, стартовая масса – 5 тыс. тонн. И то, что они вовсю занимаются огневыми и бросковыми испытаниями, говорит о реальном выходе на финишную прямую.
А вот что утверждает Георгий Костин:
– Проведено не ресурсное стендовое испытание двигательного блока, а всего лишь проверка запуска блока в земных условиях. Маршевые двигательные блоки практически всех без исключения ракетно-космических кораблей работали на связках не более чем из 4 двигателей. Работа большего числа двигателей в связке выдвигала массу проблем, которых разработчики пока объективно избегали. Это и сложнейшая система запуска и слаженной работы двигателей, и управление ракетой-носителем, и взаимное влияние работы двигателей друг на друга, и управление частотным полем системы, и функционирование системы при отказе некоторых двигателей и т.д. Работы достаточно. Маск – человек смелый, может, что у него и выйдет. Но проведение в США испытания двигательного блока для сверхтяжёлой ракеты-носителя с полезным грузом 150 тонн – это не только «новая веха в ракетостроении», но и плевок российскому ракетостроению. Мы ещё 2–3 года назад могли создать ракету-носитель сверхтяжёлого класса, значительно раньше США, теперь оказались в позорной толпе догоняющих.
Почему нам стоит торопиться
Растянувшийся на тысячу километров фронт вошёл в стадию сверхмощных артиллерийских и ракетных дуэлей, привёл к гибели тысячи людей. Впереди новые танковые и авиационные сражения. А в публичном пространстве устами разнообразных экспертов озвучиваются взаимные угрозы перехода войны в атомную стадию.
Но ядерная война – это не только атомные и термоядерные заряды, которых стороны накопили достаточно для многократного уничтожения стран противника. Это борьба опережающих систем доставки атомных зарядов. Это война ракетостроения.
В противостоянии по доставке атомных зарядов к месту назначения мы оторвались от западных «непартнёров» лет на 5–10 вперёд. Наши средства доставки сегодня преодолевают любые противоракетные средства защиты. Но давайте сделаем шаг вперёд. Мы в основном говорим, что наша цель – ответный удар. Значит, уничтожаем противника, когда на наши города уже летят атомные заряды? Оставим этот политический бред дипломатам. Бьём первыми. Главных противников не стало, но осталось достаточно летящих на нашу территорию средств доставки, чтобы и мы через пару часов погибли! Для политических угроз западным агрессорам эти словопрения проходят. К сожалению, не более. Против массового стратегического налёта космических ракет-носителей атомного оружия слова не помогут!
Георгий Костин видит ситуацию так:
– Созданные на сегодня в России космические объекты нападения и защиты решают важнейшие частные задачи, но не являются комплексной системой владения околоземным космическим пространством.
Остаётся только одно: создать вокруг себя аэрокосмическую зону пустоты, то есть зону непроникновения в неё объектов контроля, спутников и нападения. Возможно это? Вполне.
На мир надвигается эра звёздных войн. США её объявили. И мы от неё не в стороне. В странах, претендующих на независимое развитие, создаются альтернативные комплексные системы космического нападения и космической защиты. Эти комплексные системы в любой стране должны содержать приблизительно одинаковые элементы выведения в космос, функционирования и внешнего воздействия на свои и противостоящие космические и наземные объекты. Но действовать из них будет только одна-единственная, которая опередит другие и нейтрализует их появление. Если первой будет создана наша система защиты, то система нападения любой страны будет нейтрализована и в космосе, и на Земле.
По моему профессиональному мнению, опережающее создание комплексной системы защиты космического околоземного пространства на многие годы бескомпромиссно обеспечило бы стратегическую безопасность России.
Об этом же свидетельствует и следующее. О необходимости создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (РН СТК) для вывода на круговую космическую орбиту полезного груза (ПГ) именно 100 тонн одновременно заявили США, Китай и Россия. Президент В. Путин 19 апреля 2013 года утвердил Постановление Пр-906.
Публично же всеми объявлены цели – пилотируемые полёты на Луну и Марс. Фактические цели иные: либо вечно ходить под дамокловым мечом глобальной агрессии, либо защита собственной территории в околоземном космическом пространстве.
Именно эта задача создания 100-тонной РН СТК, которую ставят названные три страны, уже была выполнена в СССР. В 1987 г. на круговую космическую орбиту РН «Энергия» был выведен имитатор лазерной боеголовки весом 108 тонн.
Оценки того пуска «Энергии» виднейшими учёными США полностью подтверждают сказанное выше. Доктор Джон Логэдон: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными США… Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов… Соединённым Штатам потребуется от шести до десяти лет». Джеймс Оберг: «Энергия»… позволит Советскому Союзу… воспретить без его разрешения вывод в космос любых полезных грузов».
В целом любое нападение исключено! Таких оценок было несколько десятков от нашего главного противника – США и от его сателлитов. Других оценок не было.
Георгий Костин: что сделал «Роскосмос»?
Только в марте 2015 г. НТС «Роскосмоса» назвал в качестве базовых вариантов ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (РН СТК) «Энергию-3» и «Энергию-6», за основу компоновочной схемы и двигательных установок которых была принята успешно прошедшая лётные испытания и до сих пор не имеющая в мире конкурентов по своим энергетическим и эксплуатационным характеристикам РН СТК «Энергия». «Энергия-3» грузоподъёмностью 90 тонн имела 3 ускорителя первой ступени с отработанными на «Энергии» двигателями на кислороде-керосине РД-170М и крупногабаритный ускоритель второй ступени с отработанными на «Энергии» двигателями на кислороде-водороде РД0120. «Энергия‑6» грузоподъёмностью 170 тонн отличалась от «Энергии‑3» введением вместо трёх шести ускорителей первой ступени.
Идеология, стратегия и концепция космической программы на РН СТК «Энергия-3» и «Энергия-6» и сегодня представляются единственно верными по реализации в заданные сроки и с минимальными затратами.
Но работа по реализации проекта создания РН СТК предприятиями «Роскосмоса» не началась. Не была создана единая государственная программа, включающая создание собственно РН СТК, инфраструктуру его обеспечения, изготовления и транспортировки, стартовой системы, разработку вариантов полезного груза оборонных и научных объектов. Ресурсы были растащены по отдельным предприятиям и использованы не на РН СТК. Решение президента РФ Пр-906 от 2013 г. «Роскосмосом» и его головными предприятиями было преступно провалено.
Президент РФ подписал повторное решение по созданию РН СТК – Указ Президента №32 от 29.01.2018, в том числе подтверждающий использование ракет-носителей на базе «Энергии». На основании УП №32 «Роскосмос» выпустил ТЗ «Разработка эскизного проекта космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса».
«Роскосмос» создал департамент реализации программы космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса во главе с И.К. Новиковым. Но в противоречие с Указом Экспертный совет «Роскосмоса» ещё 31.05.2017 утвердил «Инновационные подходы формирования облика КРК РН СТК в современных условиях», назвав их «новой» стратегией развития ракетно-космической отрасли на период до 2036 года.
«Новыми» в этой «стратегии» были:
– прежде всего оправдание пятилетней бездеятельности «Роскосмоса» и преступный перенос создания РН СТК с 2022–2024 на 2036 год;
– замена создания конечной цели – РН СТК – разработкой отдельными предприятиями ракет-носителей малой тяги, из которых, может быть, когда-нибудь будет попытка «сложить», как из картонных кубиков в детском садике, РН СТК;
– преступный отказ от использования изготовленных и пригодных к лётным испытаниям двигателей на кислороде-водороде.
Для «Энергии-3» есть готовые сертифицированные под требования ракетоносителя маршевые кислородно-водородные двигатели РД0120, имеющие лётный ресурс 1600 сек. и отработанные на 6 включений при эксплуатации. Определявший в СССР стратегические перспективы развития космической отрасли и возглавляемый заместителями министров Минобщемаша и Нефтехимии «Совет по топливам» в составе генеральных конструкторов В.П. Глушко, В.Н. Челомея, В.Ф. Уткина и В.П. Макеева, главных конструкторов и директоров ведущих институтов и представителей Академии наук СССР в 1978 г. выпустил Решение: «Параметры и конструкцию кислородно-водородного двигателя основной маршевой ступени РН «Энергия» РД0120 и ход его отработки утвердить. Разработка альтернативных вариантов двигателя РД0120 не требуется».
Предлагаемые в наше время «Роскосмосом» проекты без опоры на успешный опыт ранее созданной РН «Энергия» и без кислородно-водородного топлива на основных ступенях РН не обеспечивают получения необходимых эксплуатационных характеристик, предполагают практически десятилетнее отставание от США и не решают проблему защиты территории России от глобальной космической угрозы.