Как российский авиапром перешел на мелкосерийное производство
№ () от 20 апреля 2021 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Что происходит в авиастроении, видно невооружённым глазом – отечественные пассажирские авиалайнеры можно увидеть лишь на протокольных видеокадрах с визитами первых лиц государства по городам и весям. И на бодрых видеоотчётах Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК») о необыкновенных успехах в самолётостроении. Также нас подкармливают сказками и о фантастических достижениях «Вертолётов России». А вот реальность, увы, не радует. Правда, у Минпромторга, ОАК и всех остальных теперь в ходу железная отмазка – санкции!
«Роллс-Ройс» по-русски
9 апреля состоялся первый полёт очередного серийного лайнера Ил-96-300, построенного на Воронежском авиационном заводе (ВАСО). Самолёт начал цикл заводских испытаний для последующей передачи заказчику. Самолёт пилотировал экипаж под руководством командира лётчика-испытателя 1‑го класса ПАО «ВАСО», кавалера ордена Мужества Александра Молокостова и лётчика-испытателя 1-го класса ПАО «Ил» Дмитрия Комарова. Продолжительность полёта составила около двух часов. По словам командира экипажа, полётное задание полностью выполнено.
Управляющий директор ВАСО Фарит Шарафеев гордо рапортует: «Программа Ил-96 традиционно обеспечивает основную загрузку завода. Около 70% работников предприятия заняты именно на этом проекте. ВАСО обладает уникальными компетенциями производства пассажирских широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. У нас накоплен колоссальный опыт производства таких машин. Сегодня мы стабильно обеспечены заказами по программе Ил-96».
Новость? Конечно! Но один или максимум два самолёта в год трудно назвать величайшим достижением... Это мелкосерийное, а не серийное производство. Оно никогда не будет рентабельным. В автомобилестроении это назвали бы лимузином ручной сборки. Государственный заказчик, понятно, доволен – самолёт комфортабельный, надёжный, большой, полностью выполнен на отечественных агрегатах, можно не опасаться шпионских и вредоносных «закладок» в бортовом радиоэлектронном оборудовании. Двигатели ПС-90 в целом тоже доведены до ума, отказами не пугают. Другое дело, их характеристики немного отстают по расходу топлива и удобству обслуживания от современных требований, как-никак разработка 80-х годов прошлого века. Оснастить Ил-96 в середине 90-х более эффективными американскими двигателями не позволил Госдеп США, лайнер явно становился полноценным конкурентом для «Боинга», а поставить на самолёт российские НК-56 или ещё более мощные и фантастически экономичные НК-93 не дали аппаратные игры сначала в правительстве СССР, а потом и России. Причём если в СССР это было лоббирование пермского авиационного двигателестроительного куста, то в Российской Федерации однозначно свершилась игра в пользу заокеанских «партнёров».
Но авиакомпании давно подсадили на иномарки, даже национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» вывел отечественные лайнеры из эксплуатации. Надо отметить – без каких-либо объективных причин. «Суперджет» не в счёт, его считать отечественным можно будет после замены большинства комплектующих на российские. А теперь специалисты отрасли и просто неравнодушные люди каждый раз вздрагивают, когда очередные «Боинг» или «Эрбас» получают имена генеральных конструкторов или лётчиков, вписавших навечно свои имена в великую авиационную историю страны. Из последнего – в мае новый широкофюзеляжный лайнер Boeing 777-300ER авиакомпании «Аэрофлот» получит имя академика Сергея Павловича Королёва. Глумление над памятью великих? Мы что, должны испытывать гордость за наши достижения в космосе на борту воздушного судна производства США?
Надежда была на серьёзно модернизированную версию Ил‑96-400М, пермские двигатели форсировали до необходимых 17 с половиной тонн тяги. Самолёт должен стать таким, каким его проектировал генеральный конструктор «Ильюшина», дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов под самарские двигатели «НК» – длиннее на десять метров и, соответственно, вместительнее, до 435 пассажиров в зависимости от компоновки салона. Но вот пришла очередная новость, которую озвучили «Ведомости»: «От авиакомпаний заказа нет, а с учётом COVID-19 и простоя дальнемагистральных самолётов по всему миру серийного производства Ил-96-400М пока не планируется», – сообщили в аппарате вице-премьера Юрия Борисова. Всего будет собрано два самолёта, которые поступят в парк специального лётного отряда «Россия», который осуществляет перевозки первых лиц государства, в том числе президента России. Представитель «Ростеха» подтвердил, что у производителя «есть понимание» по потенциальным госзаказчикам: «Необходимо учитывать, что это изначально не массовая машина, речь идёт о специальном самолёте, который будет выпускаться штучными экземплярами».
Дождались: самый большой, надёжный и дальнобойный российский авиалайнер окончательно прописался в классе спецсамолётов. А из Москвы во Владивосток и дальше – пожалуйте на борт «Боинга». Ну да ладно, пусть штучный Ил-96, но делать его ещё можем, и то хорошо. Похоже, чтобы гражданский сегмент отечественного авиапрома получил пинок и начал активно развиваться, нужны такие санкции, чтобы лизингодатели приземлили все иномарки российских авиакомпаний бермудской и прочей регистрации.
МС-21 – снова вправо?
Сроки вывода на рынок «прорывного» ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21 снова уплывают в необозримое будущее. Самолёт клятвенно обещали сделать, сертифицировать и начать поставлять заказчикам ещё в 2017 году. Сейчас просматривается вариант, что начало коммерческой эксплуатации переедет на 2025-й. Поясняем. ОАК объявила о переносе начала серийных поставок пассажирских самолётов МС-21 на 2022 год. Но сколько самолётов? Непонятно. И главное, не факт, что сдержит слово. Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что проблемы с производством МС-21 серьёзные – из-за санкций придётся менять около 40% всего бортового оборудования самолёта. Для справки: изначально 62% авионики и агрегатов лайнера были импортными. Плюс «чёрное крыло» из японских композитных материалов. С композитами разобрались, «Росатом» напрягся и сумел решить проблему, без этого самолёт вообще бы потерял привлекательность для будущих эксплуатантов. Но заменить всю электронику и множество агрегатов на самолёте – задача тоже чрезвычайно сложная с учётом состояния поставщиков комплектующих изделий и электронного оборудования.
А теперь вопрос к тем, кто за это отвечает. Антироссийские санкции – новость? Для всех граждан страны – нет. Но, видимо, для Минпромторга и ОАК – да. Вот что легко узнать из открытых источников. Так, по данным Счётной палаты, на 1 ноября 2018 года в проект вложено 158 млрд руб. (то есть проект ещё тогда подорожал в 2, 3 раза), а общая стоимость программы МС-21 до 2025 года оценена в 437, 4 млрд рублей. Разработка российского БРЭО должна быть завершена к концу 2023 года. До того используется оборудование компаний Thales, Honeywell и Rockwell Collins.
В начале мая 2020 года стало известно, что Минпромторг РФ заказал импортозамещение комплектующих МС‑21 с выполнением НИОКР к концу 2022 года и завершением работ в целом до 2024 года. Планируется замена 54 агрегатов и элементов систем МС-21, в том числе вспомогательной силовой установки, механизма перестановки стабилизатора, топливной системы, гидравлических рукавов, шин, спасательных аварийных трапов и плотов, кресел пилотов, элементов интерьера пассажирской кабины.
И какого чёрта было вкладывать миллиарды бюджетных рублей в самолёт, который, как конструктор лего, собирают из импортных деталей? МС-21 смело можно назвать самолётом будущего, потому что «он скоро, через год» будет. А лайнер тем временем теряет свои «инновационность» и привлекательность – другие игроки не дремлют. И Китай в том числе со своим аналогом С919. А может быть, результат в штуках нашим социологам и музыкальным продюсерам в Минпромторге и ОАК в принципе не нужен? Чтобы не получилось как с «Суперджетом» – самолёт есть, а очереди из покупателей нет... Списать всегда на что-то можно – коронавирус, санкции, оптимизации.