Аргументы Недели → Общество № 39(632) от 4.10.2018 13+

Осаждённое знание

, 19:41 , Обозреватель отдела Общество

Новый учебный год вступил в свои права, и не только в России, но и во множестве государств – и в том числе в непризнанных. О том, как пятый год в условиях военного времени справляется со своими задачами Донецкий национальный университет, главный вуз Донбасса, рассказывает его ректор – Светлана БЕСПАЛОВА, доктор физико-математических наук, председатель Совета ректоров ДНР.

- ЧТО скажете об украинском периоде в истории ДонНУ?

– Он начался в 1991 году, ознаменовавшись развалом СССР, и продлился почти 24 года. Когда государство Украина пошло войной против своего народа в Донбассе и мы встали перед выбором, как жить дальше и какие ценности исповедовать, украинский период в истории нашего университета закончился. Прямо скажем, это было не лучшее время для ДонНУ, несмотря на то что вуз входил в десятку лучших классических университетов Украины, а в 2000 году получил звание национального как признание его высокого международного уровня.

ДонНУ – единственный классический университет Донбасса. Суть классического университета заключается в том, что научно-образовательный процесс основан на фундаментальных исследованиях и студенты получают базовые знания в различных областях при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Начинаяс 2011 года ДонНУ входит в рейтинг ТОП‑700 лучших университетов мира по версии британской консалтинговой компании QS.

– В 2000 году на русском языке обучалось 75, 7% студентов Донецкой области, а в 2013-м – уже только 37%. Подвергся ли ДонНУ этой украинизации?

-Украинизация имела государственный характер.Все процессы, которые происходили на Украине, в том числе и этот, отражались и на нас. В Донбассе украинский язык изучали, владели им на достойном уровне, но русский язык оставался родным, это и не удивительно – здесь живут исконно русские люди. То, что университет выстоял и сохранил себя как русский вуз, – заслуга прежде всего коллектива, в том числе тех учёных и педагогов, которые в 1965 году приехали в Донецк для создания научного центра и государственного университета (именно тогда Донецкий пединститут, возникший в 1937-м, получил университетский статус). Они преподают на многих факультетах до сих пор. Это – наша гордость, живая история вуза, новая страница которой начата в трагическом 2014 году, когда произошло второе рождение университета.

– Вы заявили: «Политический проект уничтожения науки и образования в Донбассе оказался самым провальным».

– Могу повторить: проект уничтожения вузов республики, и в частности ДонНУ как самого крупного вуза, оказался провальным. В ДНР не просто сохранились все вузы, которые работали до войны, но и открыты новые: педагогический институт, аграрная академия. Ежегодно приёмная кампания в республике проходит успешно.

С началом событий в 2014 году на Украине прекрасно понимали: чтобы сломить дух сопротивления нашего народа, спровоцировать отток молодёжи, лучших специалистов, необходимо подорвать в Донбассе систему образования, начиная со школ и заканчивая вузами. Поэтому была затеяна так называемая эвакуация донбасских вузов на территорию Украины, что породило университеты-клоны (наш клон находится в Виннице и напоминает о себе заявлениями, призванными очернить нас). Если говорить про ДонНУ, то он имеет развитую инфраструктуру: 11 учебных корпусов, вычислительный центр, научно-исследовательские отделы и лаборатории, студенческий городок с общежитиями, спортзалами, спортивными полями, самую крупную в регионе научную библиотеку, – как можно было это всё эвакуировать? Кроме того, ДонНУ тесно сотрудничает с донецкими научно-исследовательскими институтами, и невозможно представить наш научно-образовательный процесс без их кадров и современного оборудования.

Ещё одно недостойное дело нынешнего правительства Украины – лишение наших учёных и преподавателей степеней и званий. Впрочем, учёный, как и педагог, – это призвание. В нашем университете остались те, кто хотел сохранить университет, понимал и поддерживал идею Русского мира. И самое главное – студенты в нас поверили, они по-прежнему выбирают ДонНУ. Те, кто приходит к нам учиться, – настоящие патриоты своего края, наше будущее.

– Многие ли преподаватели и студенты покинули университет после начала войны?

– В 2014 году университет насчитывал порядка 900 преподавателей. С началом войны уехало около 200 из них, а те, кто остался, – до сих пор с нами. Число студентов к июню 2015 года сократилось на 40% (ребята отправились кто в РФ, кто на Украину, какая-то часть – в винницкий вуз-клон). Довоенную численность студентов мы восстановили быстро. То, что мы потеряли какой-то процент профессорско-преподавательского состава, осложнило работу, но не остановило. Может быть, и к лучшему, что эти люди уехали. Как оказалось, у нас с ними разная идеология, разное понимание патриотизма. В любом деле должна быть сплочённая команда единомышленников, и сегодня она у нас есть! Думаю, многие из тех, кто уехал, хотели бы вернуться, но время упущено. Здесь тот случай, когда нужно было сделать выбор.

Сегодня наш профессорско-преподавательский коллектив – это более 800 человек, в том числе около 100 докторов и 350 кандидатов наук. Процент преподавателей с учёной степенью после 2014 года сократился, но незначительно. Мы сейчас активно работаем с молодыми кадрами: за период войны многие защитили кандидатские и докторские диссертации. С преподавателями из России мы тоже сотрудничаем. Коллеги из МГУ, МГИМО, РГУ, ЮФУ читают лекции по видеосвязи нашим студентам, как, кстати, и наши преподаватели – российским студентам. Также наши студенты проходят практику в российских вузах-партнёрах. С большой охотой университетская молодёжь принимает участие в международных телемостах, приуроченных к российским праздникам – Дню народного единства, Дню Победы – и другим датам, в том числе к Международному дню студента.

Мы бы не выстояли в самый трудный период нашей жизни без материальной и моральной поддержки руководства Донецкой народной республики и Российской Федерации. Огромная благодарность им за это! Вероломным действиям киевской власти были противопоставлены твёрдая гражданская позиция, патриотические убеждения и вера в будущее университета в составе Донецкой народной республики.

– Как изменилась жизнь университета в связи с военным положением?

-Сегодня мы не ходим на работу в камуфляже (смеётся), к тому же у нас нет военной кафедры. Хотя война затронула нас напрямую: университет обстреливали, пострадали главный корпус, здания физико-технического и экономического факультетов. Разумеется, мы соблюдаем законы военного времени. Составлены планы эвакуации, оборудованы бомбоубежища, проводятся учения по гражданской обороне и оказанию первой медицинской помощи.

В нынешнем году мы набрали почти 3, 5 тысячи студентов на первый курс бакалавриата и магистратуры, из них свыше 2, 5 тысячи на бюджет и почти 900 – на контрактную форму обучения. Конкурс составил от 3 до 12 человек на место в зависимости от направления. Общее количество аспирантов и докторантов ДонНУ на сентябрь 2018 года составляет 250 человек, что практически соответствует довоенному 2013 году (300 аспирантов). Количество студентов (11, 5 тысячи) также приближено к довоенному времени, когда их было около 13 тысяч.

За последние три года мы открыли 25 новых направлений подготовки (теперь у нас 128 направлений и профилей), а также два новых факультета. Таким образом, несмотря на сложную военную обстановку, научно-образовательный процесс не только стабилен, но и активно развивается.

– Кто финансирует университет?

– Основной источник финансирования – государственный бюджет ДНР. Мы очень признательны нашему республиканскому руководству, которое понимает, насколько важна роль университета в обучении и воспитании профессиональных кадров для молодого государства. В этом процессе нам помогают коллеги из России. Мы благодарны коллективам МГУ во главе с Виктором Антоновичем Садовничим и Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) во главе с Мариной Александровной Боровской и другим коллегам. Всегда знали, что Россия нас не оставит.

– Много ли в ДонНУ студентов из России?

– В нынешнем году из РФ поступили 24 студента, из ЛНР – 23, из Украины – 8, и один студент – из Азербайджана. С 2017 года в ДНР действует Гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса, которая, в частности, позволяет абитуриентам Донецкой области, временно не подконтрольной ДНР, поступать на обучение за счёт бюджета. В нынешнем году, воспользовавшись этой программой, к нам поступили 45 человек. Соблюдаются все правила приёма студентов, то есть учитываются результаты российского ЕГЭ, российской ГИА и украинского ВНО (внешнее независимое оценивание, аналог ЕГЭ. – «АН»).

– Выпускники преимущественно трудоустраиваются в Донбассе?

– Да. Собственно, мы достоверно владеем информацией только по тем выпускникам, которые находят работу в Донецкой и Луганской народных республиках, поскольку они подтверждают справками факт трудоустройства. Таковых выпускников в этом году – 77, 2%. Многие устраиваются в России: в 2014 году РФ признала наши дипломы де-факто, в 2017 году – де-юре (также их признали Абхазия и Южная Осетия). Высокая квалификация наших выпускников подтверждается, в частности, результатами экзаменов в российских вузах-партнёрах, где наши бакалавры и магистры получают второе высшее образование.

– Что бы вы назвали миссией донбасского педагога, кроме собственно преподавания, в нынешний исторический момент?

– Воспитание патриотизма собственным примером – отношением к делу, к студенту.Формирование чувства гордости за свою историческую Родину – Россию. Этому способствует, в свою очередь, наша интеграция в научно-образовательное пространство РФ: разрабатываются совместные образовательные программы, планируются совместные научные исследования.

– Могу ли я спросить вас о погибшем главе ДНР Александре Захарченко?

– Он был настоящим народным лидером, воином. Донбасс никогда не простит этого убийства! А тем, кто это сделал, не стоит забывать его слова: цена того, за что мы боремся, гораздо выше цены наших жизней.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram