Процедура лишения мандата депутата Льва Шлосберга в псковском парламенте напоминала мне эпизод из фильма «Собачье сердце». Тот самый, когда Швондер и его компания пытались растоптать профессора Преображенского. Депутаты считали своим долгом нанести коллеге удар посильнее и блеснуть при этом патриотическим красноречием. Об истинной же причине этого «шоу» местные законотворцы пытались не вспоминать…
Началось всё с письма, в котором региональная прокуратура заявила, что депутат-«яблочник» Шлосберг нарушил ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которая запрещает депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, участие в качестве защитника или представителя в судебных делах. А как известно, Лев Шлосберг представлял в суде учрежденное им НКО «Центр социального проектирования «Возрождение», которое оспаривало решение Минюста о включении его в реестр «иностранных агентов» за получение зарубежного финансирования.
Письмо было рассмотрено профильной парламентской комиссией, после чего на ближайшее заседание от имени группы депутатов был вынесен вопрос о лишении Шлосберга мандата и освобождении его от должности заместителя председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению. Однако «уволили» депутата не за это нарушение, а по «совокупности заслуг».
По ходу заседания было видно, что псковские парламентарии находятся на седьмом небе от счастья и получают нескрываемое удовольствие от словесного избиения своего коллеги. Так, либерал-демократ Сергей Макарченко обвинял Шлосберга в том, что он рассказывал о «несуществующих потерях в псковской дивизии». А актёр, шоумен, бизнесмен и депутат-единоросс Алексей Севастьянов, видимо, ещё не отошедший от образа палача, которого сыграл в фильме Дмитрия Месхиева «Стена», назвал Шлосберга «рупором Госдепа на территории области» и так увлёкся самолюбованием, что фактически подтвердил правоту Льва Марковича в отношении погибших десантников из 76-й десантно-штурмовой дивизии.
«Я, как гражданин, хочу сказать, что негоже, прыгая через могилы воинского братства, через слёзы матерей и горе, вести фотофиксацию происходящего. Вы для меня не политическая единица и не партийная глыба. Я вам как гражданин говорю – это неправильно и нечестно. Для меня вы рупор – рупор даже не политический, а просто рупор госдепа на территории нашей области. Я тоже всё знаю, но я могу сказать: вы переступили через святое», – с надрывом в голосе произнёс Севастьянов.
Не подействовали на псковичей и обращения к ним депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, который говорил, что они чинят беспредел и политическую расправу: «Кто из вас, сидящих в этом зале, готов быть следующим? Вы создаёте очень опасный прецедент, после которого любого неугодного депутата можно просто вышвырнуть из парламента по надуманным и незаконным основаниям. Уверен, что вы, как умные и образованные люди, прекрасно отдаёте себе отчёт, что всё, что здесь происходит, это бесправное судилище, политическая месть и внесудебная расправа над, по сути, одним из самых приличных и честных депутатов России».
Слова Гудкова вызвали лишь раздражение в зале. Ему напомнили, что он гость на этом мероприятии и негоже гостю ругать хозяев.
Взывал к совести псковских коллег и петербургский депутат Борис Вишневский, заметивший, что «в нашей стране было много расправ над инакомыслящими, но в истории остаются не те, кто расправлялся, а те, с кем расправлялись».
Отметим, что голосование было тайным. Несмотря на то что исход был очевиден, в Псковском парламенте нашлись два депутата, которые своим голосом поддержали Шлосберга. Итог голосования таков: из 44 депутатов 40 сказали – «да» и трое высказались против.
«Я догадываюсь, кто эти люди, но не буду называть их имена, потому что им здесь жить», – заявил журналистам Лев Шлосберг. По его словам, на всех депутатов было оказано большое давление: «Эта атака возымела действие даже на тех людей, кто ещё несколько дней назад лично говорил мне, что ни при каких обстоятельствах они не поддержат этот проект постановления. К сожалению, часть людей сломалась. Тем не менее я хочу сказать, что та правовая позиция, которая была заявлена в ходе сессии областного собрания, будет представлена в Псковский областной суд. Мы сделаем всё возможное, чтобы закон восторжествовал». «Это касается не меня лично и не столько лично меня. Люди, принимавшие участие в подготовке этого постановления и его политической защите, прямо, открыто и откровенно озвучили причины того, почему они поддерживают этот проект постановления. Это исключительно политические причины. Вопрос не во мне, потому что это действительно создание прецедента, когда за убеждение, за гражданскую позицию, за определённые действия, за слова, написанные на бумаге, за журналистику, депутата, избранного жителями России, могут лишить не только должности, но и статуса депутата», – отметил Шлосберг.