> «Чу́дище о́бло, стозе́вно и ла́яй» - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

«Чу́дище о́бло, стозе́вно и ла́яй»

22 января 2015, 10:45 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Появившийся в сети Интернет фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева наделал много шума. Общество резко разделилось на сторонников и противников режиссёра. Одни говорят, что фильм иллюстрирует социальную реальность сегодняшнего дня. Другие обвиняют Звягинцева чуть ли не в заказе, поступившем из-за рубежа. Громче всех в этой ситуации звучит голос чиновников, которые категорически не согласны с портретом мэра, представленным режиссёром в своём фильме. Мол, ничего подобного в России нет, а власть занимается исключительно защитой подданных, простите, граждан. Да и церковь у нас самая добрая и милосердная, и власть мирскую в своих целях не использует.

 

Асламбек Вагапов, 63-летний житель Светлоярского района вошёл в кабинет районного главы и выпустил в него пять пуль. После этого из здания администрации прямиков отправился в районный отдел следственного комитета, где признался в преступлении и выдал оружие и патроны. Глава района Николай Крутов скончался на месте. По словам Вагапова, мотивом к совершению преступления стали неоднократные попытки Крутова вымогать у предпринимателя крупную сумму денег, а также препятствование бизнесу.

Подобные истории, когда «кошмарят» бизнес, не являются чем-то из ряда вон выходящим. Например, в бытность мэром Волгограда Евгения Ищенко, бизнес испытал определённый шок, когда в одночасье плата за аренду помещений была поднята в разы. Да и история братьев Карповых, нет-нет да и всплывает в воспоминаниях о том периоде. Уверен, что и до и после Ищенко у отдельных предпринимателей и простых людей были и остаются претензии, как к градоначальникам, так и к отдельным чиновникам. Да и не только в Волгограде. Описанный выше случай из Светлоярского района, произошедший в 2012 году, тому подтверждение. Просто не каждый решается дать «бой» системе, да ещё и таким экстремальным способом.

Найдутся параллели и с церковной темой. А вернее, с попыткой чиновников рангом повыше уже на протяжении скольких лет начать строительство собора Александра Невского в затрибунной части площади Павших борцов. На любые протесты общественности власть никак не реагирует. Построить собор тоже никак не получается, но тут, скорее, виновата постоянная ротация этих самых губернаторов, которые с подобной идеей выступают. Можно вспомнить и экс-градоначальника Романа Гребенникова, по инициативе которого в парке недалеко от панорамы «Сталинградская битва» в 2010 году появлялся крест на месте будущей часовни. Часовня тоже не появилась, потому что самого Гребенникова вскоре «ротировали» с формулировкой «за утрату доверия». Может, не хочет Господь Бог, чтобы в ущерб людям государство силой пыталось привить к нему любовь? В этом вопросе пусть разбираются богословы.

Название фильма Звягинцева не только отсылает нас к библейскому чудовищу, но и к одноименному произведению английского политического мыслителя Томаса Гоббса. Разница лишь в том, что у Гоббса Левиафан является государством, которому люди отдают часть своих естественных прав для прекращения «войны всех против всех» и защиты собственной жизни, а в Ветхом Завете левиафан занимается тем, что мучает людей. Впрочем, это-то и неудивительно, учитывая, что гоббсовский Левиафан появляется в результате действий людей. Какие мы сами, такого Левиафана себе и получаем. А потому реакция на фильм не должна удивлять. Одни расписываются в собственной беспомощности, а потому считают фильм гениальным. Другим он мешает самим своим существованием, поскольку совершенно не понятно, сколько Вагаповых может появиться после просмотра фильма, и начать разбираться с нашим Левиафаном другими, совершенно «естественными» методами.

Александр САЙГИН

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте